Найти тему
Владимир Зима

Стремление жить или стремление ныть?

Несколько лет назад я лежал в больнице. И, как обычно, делал заметки. Профдеформация, однако. Но заметил интересную закономерность, которую можно распространить буквально на все, в том числе и на бизнес.

Хирургия - отделение грустное. Большая часть пациентов без рук или ног. В общем, зрелище не радостное. И на первый взгляд, все они похожи - лежат, постанывают от боли, с трудом передвигаются, если могут.

Но если приглядеться, то именно там лучше всего виден срез нашего общества. Да и не только нашего, наверное.

Одни собираются жить. Жить дальше. Хоть и без рук или ног. Но жить. И их становится видно очень быстро. Долгих наблюдений не требуется. Они выделяются.

Те, кто хочет жить, не стараются вызвать жалость. Они самостоятельны. Все, что могут сделать сами - делают. А вот если не могут, то спокойно просят о помощи. Они не рассказывают другим о том, как получили травму или какая болезнь их сюда привела. Они говорят о той жизни, которая за стенами больницы.

Те же, кто сдался, ведут себя совсем по-другому. Они могут сутками обмусоливать свои болячки. Они с удовольствием рассказывают обо всех своих диагнозах. И они всегда упомянут, что для них кто-то что-то не сделал. Или сделал плохо. Или сделал хорошо, но "нельзя же так к больным относиться".И самое интересное, что они помощи не просят. Они начинают усиленно стонать и кряхтеть, ожидая, что помощь им предложат другие. А когда другие не догадываются (а ведь там примерно все в одинаковом состоянии), они начинают материться: "Не мог что-ли сделать? Трудно было? Видишь же, тут инвалид". То есть, опять же, не просят помочь, а настаивают и наезжают.

И в голову приходит сравнение со вполне здоровыми людьми. Одни живут. Самостоятельно. Уверенно. Они берут ответственность на себя. Другие выживают. И в их бедах всегда кто-то виноват.

Не так давно мы общались с предпринимателем, который жаловался на то, что для него государство ничего не делает. "Мы тут выживанием занимаемся!" - говорил он. Я спросил, обращался ли он за помощью, льготами, субсидиями или чем-то еще. Он ответил, что нет. И сразу рассказал, что это государство должно следить за тем, насколько хорошо бизнесу. А самому на поклон идти - не царское дело. А у меня перед глазами встал человек с ампутированной ногой с соседней койки. Только у него было хоть какое-то оправдание.