Конфликт в Северной Ирландии, в английской историографии известен как Смута – этнополитический конфликт в Северной Ирландии (Соединённое Королевство), вызванный спором между центральными британскими властями и местными республиканскими национальными организациями (представлявшими местное католическое население и имевшими левую направленность) касательно статуса региона. Главной силой, противодействовавшей Великобритании, была ИРА. В свою очередь главным противником ИРА стал протестантский орден Оранжистов и поддерживавшие его праворадикальные протестантские организации.
Жестокая игра (The Crying Game, 1992)
Фергюс (Стивен Ри) – член Ирландской республиканской армии (ИРА), который принимает участие в похищении чернокожего британского солдата Джоди (Форест Уитакер). ИРА надеется использовать Джоди в качестве разменной монеты, чтобы освободить своих бойцов из британской тюрьмы. Но, охраняя Джоди, Фергюс быстро вступает в дружеские отношения со своим заложником. Фергюс обещает ему, что если британец умрет, то Фергюс найдет его девушку Дил (Джей Дэвидсон) и позаботится о ней. Джоди убегает, и у Фергюса не хватает духу застрелить его, но по воле случая заложника сбивает британская полицейская машина. Фергюс приезжает в Лондон, где за ним охотятся полиция и его бывшая подруга – член ИРА Джуд (Миранда Ричардсон), которая считает, что он слишком много знает, чтобы попасть в руки британских властей. Верный своему слову, Фергюс находит Дил, и вскоре они вступают в любовную связь; Фергюс обнаруживает, что Дил не такая женщина, какую он себе представлял. Сценарист и режиссер Нил Джордан получил премию «Оскар» за свой сценарий.
71 (’71, 2014)
Гэри Хук – британский солдат, оказавшийся на вражеской территории после неудачного обыска дома в Белфасте в разгар беспорядков. Фильм концентрируется на человечности персонажей, успешно избегая тех или иных религиозных симпатий. Как и в фильме 1979 года «Воины» (The Warriors), город используется как самостоятельный персонаж. Белфаст – темный и удивительный элемент в истории, и эта кинокартина держит зрителей такими же наивными и испуганными, как главный герой Гэри Хук.
Голод (Hunger, 2008)
Майкл Фассбендер играет Бобби Сэндса, который умер в 1981 году после 66-дневной голодовки в тюрьме Мэйз в Северной Ирландии. Физическая дезинтеграция и вызывающая позиция Сэндса, а также поддержка 75 заключенных, направленные против полиции, нарушающей права человека, очень эмоциональны. Изначально устраивая «грязный протест» за лучшие условия, они подвергаются унизительным осмотрам, регулярным избиениям и наказаниям.
Кровавое воскресенье (Bloody Sunday, 2002)
Документируя печально известные события 30 января 1972 года, фильм концентрируется на смятении и страхе тех 24 часов, в течение которых британские солдаты застрелили 13 протестующих за гражданские права, маршировавших в североирландском городе Дерри. Режиссер Пол Гринграсс использует грубый ручной стиль, чтобы удержать зрителя на уровне улицы, усиливая напряжение. История разворачивается вокруг двух молодых людей, которые попали под перекрестный огонь. Один из них – идеалистический лидер движения «За гражданские права», а другой – подросток-католик.
Во имя отца (In the Name of the Father, 1993)
Фильм посвящен последствиям совершенных ИРА взрывов в пабе «Гилфорд» в 1974 году. Дэниэл Дэй-Льюис играет центрального персонажа Джерри Конлона, которого обвиняют во взрыве в составе «Гилдфордской четверки». Несправедливо осужденный Конлон должен бороться за свою невиновность через несправедливость и жестокость в системе уголовного правосудия Великобритании.
Кэл (Cal, 1984)
Фильм меньше фокусируется на прямом насилии и затрагивает вместо этого темы вины и одержимости. Это следует из причастности титульного персонажа к убийству констебля королевской полиции Ольстера в составе группы ИРА в качестве водителя. Преследуемый своей ролью в преступлении, Кэл вынужден совершить своего рода искупление вины перед женой убитого полицейского Марселлой (Хелен Миррен), но в конечном счете у них завязывается роман. За исполнение роли Марселлы Хелен Миррен получила приз за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале.
Ангел (Angel, 1982)
Нил Джордан снова объединяется со Стивеном Ри в нуар-триллере мести. Ри играет Дэнни, саксофониста бродячего оркестра, который становится свидетелем убийства своего менеджера и глухонемой девушки. Нуар-элемент проистекает как из музыки, так и из попыток режиссера подражать (или отдать дань уважения) стоическому итальянскому кино середины прошлого века, на которое ссылается фильм. Хотя это и не самая большая работа Джордана и Ри, стоит обратить внимание на ее атмосферные темы насилия и мести.
Игры патриотов (Patriot Games, 1992)
Действие фильма разворачивается как в Лондоне, так и в Соединенных Штатах, и противопоставляет Джека Райана (Харрисон Форд) члену ИРА, вставшего на путь мщения, в исполнении Шона Бина, планы которого сорвал Райан. На самом деле Смута является лишь двигателем сюжета, и в конечном счете фильм – триллер мести, но тем не менее это отличный триллер мести.
Отходная молитва (A Prayer for the Dying, 1987)
По одноимённому роману Джека Хиггинса. Мартин Феллон (Микки Рурк) – член ИРА, который после задания с непредвиденным результатом впадает в отчаяние, решает бросить группировку и уезжает в Лондон, пытаясь покинуть Великобританию, чтобы начать новую жизнь. ИРА хочет, чтобы Мартин вернулся, потому что он слишком много знает. Феллон хочет переехать в Америку, но у него нет паспорта, а его криминальное прошлое мешает ему его получить. Джек Михан (Алан Бейтс) – британский гангстер, который знает о прошлом Феллона, предлагает ему сделку: он может получить Феллону документы и деньги, чтобы отправиться в Америку, но взамен Мартин должен «убрать» конкурента. Священник, отец Майкл Да Коста (Боб Хоскинс), становится свидетелем этой «работы» и Мартин должен найти способ заставить де Косту молчать.
ФИЛЬМЫ ОБ АНГЛО-ЗУЛУССКОЙ ВОЙНЕ
ФИЛЬМЫ ОБ АНГЛО-БУРСКИХ ВОЙНАХ
ФИЛЬМЫ О ВОССТАНИИ МАХДИСТОВ
ФИЛЬМЫ О ВОЙНЕ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ США
ФИЛЬМЫ О ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В США