Все без исключения гости Пензы обязательно постят у себя в соцсетях мозаику напротив Фонтанной площади. Те, кто прогулялся подальше, показывают подписчикам панно на улице Свердлова и на колледже культуры и искусств.
Меж тем в Пензе около десятка подобных монументальных изображений. Полвека назад экстерьерная мозаика была в тренде — ей обильно декорировали торцы скучных зданий. Смысл картин из кусочков смальты сводился к девизу: «Слава героям прошлого, радостный труд настоящего, ожидание светлого будущего».
Сегодня ни одна из пензенских мозаик не имеет статуса объекта культурного наследия. Эти творения постепенно разрушаются — на реставрацию одного подобного изображения требуется по меньшей мере 2 млн рублей…
Пока еще пациент скорее жив, чем мертв, «МЛ» решил составить карту пензенских мозаик.
Красота по-ленинградски
Мозаике на здании ОАО «Электромеханика» на ул. Свердлова 45 лет. Придумал расцветить массивный индустриальный корпус Николай Сазонов, гендиректор предприятия в 1970-е. Он поручил главному инженеру отдела капитального строительства Анатолию Демьяненко поискать дизайнерскую идею в Ленинграде. И знакомые привели «посла» на художественно-оформительский комбинат при Академии художеств.
Там он увидел, как специалисты создают панно из смальты. И привез одного из художников в Пензу. На изготовление мозаики, показывающей, как человек эволюционировал от неандертальца до космонавта, в Министерстве приборостроения СССР выделили 80 тысяч рублей, монтаж осуществлялся силами заводчан.
Есть легенда, что среди элементов мозаики имеются и камни из запасов царской семьи. Результат так понравился второму секретарю обкома КПСС Георгу Мясникову, что тут же было решено сделать подобное панно и на глухой стене ресторана «Волга» . «Кандиевское восстание» набрали на московском комбинате монументального и декоративно-прикладного искусства. Сюжет для изображения площадью 130 кв. м выбрали важный и исторический — крестьянское восстание в селах Кандиевка и Черногай в апреле 1861 года, когда бунтари впервые в истории страны подняли красный флаг.
Благодаря этой же московской бригаде художников мозаика появилась и на здании № 3 по улице Лермонтова. Раньше здесь находился Пензенский научно-исследовательский институт вычислительной техники. В цветном коллаже запечатлены инженеры, прокладывающие путь в светлое будущее. Ленинградские художники собирали также колоритную торцовую экстерьерную мозаику на здании бывшего общежития велосипедного завода на улице Ленина. В Пензу привезли «ковры» — квадратные заготовки с уже набранными фрагментами.
В центре сюжета — монтажник, крановщица, стропальщики и другие славные представители народа-труженика.
Таинственный "Рыцарь революции"
Другие пензенские мозаики ваяли уже местные художники. В августе 1972 года на фасаде рядового панельного пятиэтажного дома по пр. Победы, 1а, «вырос» Ленин, иллюстрирующий славный путь Советского государства. Над вождем — красная конница, внизу — рабочие, крестьяне, интеллигенция, космонавты и ракета.
Эдуарду Иодынису и Лидии Скоробогатовой работать над выкладкой помогали молодые художники Владимир Максимов, Юрий Гончаров и Анатолий Афанасьев.
Состояние этого панно сейчас совсем незавидное… Но еще хуже сохранилась мозаика в подземном переходе на пр. Победы. Меж тем это иллюстрации к произведениям Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», «Герой нашего времени» и «Бородино». Выполнены изображения в 1978-м, работали над ними Эдуард Иодынис, Лидия Скоробогатова и Людмила Маневич.
Благодаря им же два колоритных панно появились в главном корпусе ПГУ. Одно посвящено эпохальному событию — переезду в Пензу Одесского индустриального института 1 ноября 1943 года (на его базе и был основан наш вуз).
Второе показывает, как друзья в 1971 году провожают в космос Виктора Ивановича Пацаева, выпускника политеха.
Не забудем и про улицу Байдукова — там на стене радиозавода и сегодня заметно созданное в середине 1970-х изображение.
Разработкой эскиза занималось собственное бюро эстетики предприятия.
А вот «Рыцарь революции» — одно из самых загадочных пензенских панно: мало кто из горожан вообще его видел. Оно спрятано от посторонних на охраняемой и огороженной территории станции Пенза-3.
"Мозаика - это кровь!"
Пензенский художник Игорь Митяев в конце 1980-х вместе с Эдуардом Иодынисом создавал мозаичное панно на здании культпросветучилища. На картину площадью 50 кв.м ушло полтора года. Впервые использовалась не смальта, а керамика.
«Эту мозаику мы набирали сухим способом, — рассказывает Игорь Всеволодович. — На поверхности бумажного эскиза размером 80х80 см выкладывали фрагмент узора. Накрывали отрезом марли, сверху делали слоеный пирог из смоченных клеем газет. Они застывали прочной коркой, и готовый квадрат весом порядка 80 кг крепили на стену на цемент. Правда, однажды клей у нас вступил в реакцию с раствором, и «ковры» прилипли к полу! Пришлось разбирать перекрытия, подлезать снизу и отделять доски от наших заготовок домкратом».
Сейчас Игорь Митяев переквалифицировался в специалиста по микромозаике — он работает пинцетом за столом. Как правило, это иконы и подобные им изображения.
«Спас нерукотворный» стал убранством часовни на Восточном кладбище. А будете в храме в Большой Валяевке — обратите внимание на Царские врата. Там висит мозаичная «Святая троица» тоже работы Игоря Митяева. Кстати, там же, под куполом, на высоте 7 метров вы заметите фигуры, которые снизу кажутся небольшими и легкими, а на самом деле они гигантские и тяжеленные. Это гипсовые апостолы, которых в своей небольшой мастерской на последнем этаже арбековской многоэтажки создал Игорь Всеволодович.
Бывали в трудовой биографии Митяева и ЧП. Во-первых, наш земляк заработал радикулит — профессиональное заболевание мозаичников. Во-вторых, не раз резал пальцы острыми сколами элементов («Мозаика — это кровь!» — в этой шутке только доля шутки).
А однажды почувствовал резь в глазу. Помучился пару дней, никак не мог устранить дискомфорт и отправился к врачу. Окулист развел руками: «Да у вас там крупинка стекла!» «Прямо-таки Каем себя почувствовал из сказки «Снежная королева», — усмехается художник. — Осколок отлетел, когда я плитку колол. С тех пор работаю только в очках».
Автор: Ксения Ивановская
http://nd58.ru/2020/01/13/kto-spaset-penzenskuju-mozaiku/
Если вам понравился материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях с помощью кнопок внизу. Также не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии.
Подписывайтесь на наш канал.