Великий князь Александр Михайлович получил стандартное для члена царской семьи образование. Среди самых разнообразных дисциплин, которым он обучался, особое место отводилось духовному воспитанию, и потому с самого детства князь посещал церковь, изучал Ветхий Завет и активно погружался в религиозные вопросы. Но вопреки стараниям батюшки-наставника, Александр успехов не делал, с самой первой исповеди что-то пошло не так.
Великий князь пишет об этом в своих воспоминаниях:
«Еще одно событие, большей важности, совпало со днем моего рождения. Я нахожу, что оно явилось для меня прямо откровением, настолько сильно была потрясена им моя юная душа. Я говорю о первой исповеди...
Впервые, в моей жизни я узнал о существовании различных грехов и их определение в словах Отца Титова. Семилетним ребенком я должен был каяться в своей причастности к делам дьявольским. Господь Бог, который беседовал со мной в шепоте пестрых цветов, росших в нашем саду, внезапно превратился в моем сознании в грозное, неумолимое существо.
Не глядя в мои полные ужаса глаза, отец Титов поведал мне о проклятиях и вечных муках, на которые будут осуждены те, которые утаивают свои грехи. Он возвышал голос, а я, дрожа, смотрел на его наперсный крест, освещенный лучами яркого кавказского солнца. Могло ли так случиться, что я вольно или невольно совершил какой-нибудь ужасный грех и утаил его?
— Очень часто дети берут без спроса, разные мелочи у своих родителей. Это воровство и большой грех— говорил батюшка.
Нет, я был совершенно уверен в том, что не украл даже леденца из большой серебряной вазы, что стояла на камине, хотя она меня соблазняла не раз. Но я вспомнил о прошлом лете, которое провел в Италии. Будучи в Неаполе в саду при нашей вилле, я поднял под одним из фруктовых деревьев блестящее красное яблоко, которое издавало такой знакомый аромат, что я сразу задрожал и загрустил по далекому Кавказу.
— Отец Титов, скажите, я попаду в ад, потому что подобрал чужое яблоко в Неаполе? — спросил я. Отец Титов успокоил меня и обещал научить, как искупить этот грех, если я ему обещаю никогда не делать ничего подобного.
Эта его готовность идти на уступки, придала мне храбрости. Заикаясь, бормоча и проглатывая слова, я выразил мое удивление и сомнение по поводу существования ада.
— Вы ведь говорили, отец Титов, когда приходили к нам завтракать во дворец, что Господь Бог любит всех — мужчин, женщин, детей, животных и цветы. Так как же Он может допустить существование всех этих мук ада? Как может он одновременно любить и ненавидеть?
Теперь пришла очередь о. Титова ужасаться.
— Не повторяйте этого никогда! Это грех, кощунство. Конечно, Господь Бог любит всех. Он полон благости. Он не может ненавидеть.
— Но, батюшка, вы же мне только что сказали а тех ужасных мучениях, которые ожидают в аду грешников. Значит, Бог любит только хороших людей и не любит грешников.
Батюшка глубоко вздохнул и положил на мою голову свою большую мягкую руку.
— Мой дорогой мальчик, вы поймете это со временем. Когда-нибудь, когда вы вырастете, вы меня поблагодарите за то, что я воспитал вас в духе истинного христианства. Теперь не спрашивайте много, но поступайте так, как я вам говорю.
Я ушел из церкви с чувством, что навеки потерял что-то необычайно ценное, чего никогда не смогу приобрести вновь, даже если сделаюсь Императором Всероссийским.
— Ты простился с твоими няньками? — спросил меня отец, когда я взобрался к нему на стул, чтобы пожелать спокойной ночи.
Не все ли было равно и чем мне могли помочь няньки, когда мы все попадем в ад?»
При ближайшем изучении христианской литературы, сомнения Александра только усилились:
«Изучение Ветхого Завета, так легко поражающее воображение ребенка, имело на ход моих мыслей совершенно обратное действие. Совершенно не сознавая сексуального смысла некоторых событий, я испытывал величайшее волнение по поводу грехопадения Адама и Евы, не уясняя себе его строго легального значения. Я находил страшной несправедливостью изгнание этих двух невинных людей из рая. Во-первых, Господь Бог должен был повелеть диаволу оставить их в покое, а во-вторых, для чего Он сотворил этот злополучный плод, причинивший всему человечеству такие муки?
Отец Титов, относившийся несколько подозрительно ко мне со дня моей первой исповеди, напрасно старался защитить в моих глазах Ветxий Завет. Он оставил меня временно в покое, молясь о спасении моей души от тьмы неверия, но, в конце концов, потерял терпение и пригрозил доложить обо всем моему отцу. Последнее убило во мне всякий интерес к урокам Закона Божия, и я перенес весь арсенал моих вопросов и сомнений на уроки географии и естественной истории».
Вот так, в самом юном возрасте, Александр разуверился в православии, и в дальнейшем его разочарование только усиливалось. Но об этом я напишу отдельно.
Должен сказать, что эта статья не несет в себе цель оскорбить чьи-то чувства. Эта статья показывает размышления Великого князя, и, я надеюсь, заставляет задуматься. Лично я пытался ответить для себя на вопросы, которые поднимает Александр, и, в рамках справедливого бога, не смог. Если Вы смогли, поделитесь своим мнением в комментариях.
И прошу вас, помните, атеист православному (как и православный атеисту) не враг. Современная власть создала множество искусственных водоразделов между некогда единым народом. Мы грыземся друг с другом, пока кое-кто таскает заграницу народное добро. Не надо на это вестись. Вежливый и спокойный диалог – лучший способ обсуждения острых вопросов.
Источник: Великий Князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. —Париж: Иллюстрированная Россия, 1933.
*Великий князь Александр Михайлович формально приходился Николаю II дядей. Но поскольку в восприятии среднестатистического человека родственник-ровесник - это брат, и поскольку Александр сам называет себя братом (кузеном) Николая II, также называю его и я.