Найти тему
Remont1969

6.8. Военная автошкола. Учебный БА Берлие. 1914. Генеральный заказчик бронетехники.

Бронированный грузовик «Берлие», изготовленный мастерскими Военной автошколы для учебных целей. Некоторое время эта машина использовалась для подготовки экипажей броневиков, Петроград, 1915 год
Бронированный грузовик «Берлие», изготовленный мастерскими Военной автошколы для учебных целей. Некоторое время эта машина использовалась для подготовки экипажей броневиков, Петроград, 1915 год

Бронеавтомобиль Берлие

Шасси: Berliet C.B.A.

Страна: Россия

Производитель: Военная автошкола

Годы производства 1914

Кол-во произведенных 1

Двигатель 4 398 cm3, 25 л.с.

Масса пустого: 5500 kg

Размеры: 6100х2100х2950 мм

Бронирование: 4-5 мм

Вооружение: 2х7,62-мм пулемета Максим обр 1910

В 1914 году оказалось, что во всей армейской структуре существует только одна организация, которая не только хоть что-то знает об автомобильном транспорте, но и готова взять на себя ответственность за разработку планов и проектов. И это оказалась Военная автомобильная школа, созданная в 1910 году, а в 1923 уже при новой власти переименованная в Высшей военной автомобильной и броневой школы РККА. Именно Военную автошколу и ее руководителя генерал-майора П. А. Секретева следует благодарить за максимальное быстрое создание в России автоброневых войск и их насыщение боевой техникой.

Перед стартом военного автопробега 1913 г., в котором участвовали четыре Руссо-Балта С24-30 VII серии. Слева начальник учебной автомобильной роты полковник П.И. Секретев. Фото: https://viupetra2.3dn.ru/publ/sekretjov_p_i/13-1-0-996
Перед стартом военного автопробега 1913 г., в котором участвовали четыре Руссо-Балта С24-30 VII серии. Слева начальник учебной автомобильной роты полковник П.И. Секретев. Фото: https://viupetra2.3dn.ru/publ/sekretjov_p_i/13-1-0-996

В августе-сентябре 1914 года под руководством Секретева были разработаны требования к автомобилям и бронеавтомобиля для закупеи и производства, он же возглавлял и комиссию, которая выехала во Францию и Англию для закупок. Поставленные бронеавтомобили Остин, ставшие символом Первой мировой и Гражданской, были закуплены комиссией Секретева. Первые автопулеметные взвода, формирование которых началось сразу же после прибытия из заграницы броневых и вспомогательных машин комплектовались офицерам и солдатами прошедшими обучение в Военной автошколе. К 20 декабря 1914 года было создано восемь взводов (с №5 по 12-й), которые сразу убыли на фронт. Формированием первых автопулеметных взводов занималась Офицерская стрелковая школа в Ораниенбауме и Военная автошкола в Петрограде.

-3

Обучение личного состава для автоброневых частей велась сразу в нескольких местах. Офицерская стрелковая школа отвечала за артиллерийскую, пулеметную и стрелковую подготовку офицеров, унтер-офицеров и рядовых, автомобильной частью обучения и тактикой применения обучались в Военной автошколе, после чего в Броневой школе Запасной броневой роты велось формирование и сплачивание частей с маневрами и стрельбами на реальной боевой технике.

Для обучения в Военной автошколе сразу после начала войны был забронирован грузовик Berliet CBA, один из лучших грузовиков времен Первой мировой. Бронирование автомобиля не предусматривало ее применения в боевых действиях, задачи были исключительно учебные.

-4

Для обучения вождению тяжелой машины, применения оружия и тактике использования броневых частей на шасси были навешены бронелиты простейшей прямоугольной формы. Бронированный кузов мог использоваться для перевозки курсантов. Броневик был вооружен двумя пулеметами Максим на стандартных станках. Борта кузова были дополнительно прикрыты броневыми щитками со щелями для наблюдения, имитирующие наблюдение из закрытой бронемашины. Кроме использования в школе другой информации о применении броневика нет.

Прапорщик у пулемета в кузове учебного броневика «Берлие» Военной автошколы.
Прапорщик у пулемета в кузове учебного броневика «Берлие» Военной автошколы.

Кроме подготовки боевых частей, разработки проектов бронетехники, проверки закупленной техники, специалисты Автошколы отличись внедрением в армии гуссматика. с лета 1915 года все бронеавтомобили кроме Гарфордов получали покрышки колес, наполненные так называемой автомассой или гуссматиком, составом созданным немецким химиком Гуссом и доработанный специалистами Военной автошколы. Автомасса закачивался в автомобильную шину вместо воздуха. Это обеспечивало большую плавность и большие скорости перемещения, чем на резиновых грузошинах. Ресурс техники так же увеличивался. Особенностью автомассы было то, что на воздухе она застывала и, следовательно шина не боялась проколов. В случае пробоины шины состав вытекал и, затвердевая, закрывал отверстие. Для выпуска пуленепробиваемых покрышек при военной автошколе создали специальный шинный завод.

фотография на форуме RCforum.ru представлена экспертом @alekse. Броневик перевозит сбитый германский самолет на Кавказском фронте.
фотография на форуме RCforum.ru представлена экспертом @alekse. Броневик перевозит сбитый германский самолет на Кавказском фронте.

После начала поступления в 1915 году серийных броневиков в учебную школу, учебный Берлие видимо был отправлен на Кавказский фронт, где и такие машины можно было использовать против турок.

Источники:

фотографии и информация на RC-forum.ru в основном взяты у участников: @slava и @alekse, не только имеющих фотографии, но и отлично ориентирующиеся в технике эпохи 1-й мировой

А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов СВО Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941 - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз»., 2007.

Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коло- миец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).

Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и броне-поезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008.