Бронеавтомобиль на шасси Packard
Изготовитель: Ижорский завод.
Страна: Россия
Шасси: Packard 3-ton
Год производства: 1915
Кол-во выпущенных: 2
Масса: 5,76 тн
Экипаж: 7
Вооружение: 1х7,62-мм станковый пулемет системы Максима + 37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда
Бронирование: 4 - 5 мм
Двигатель: 32 л.с.
Где увидеть:
37-мм автоматическая пушка Максима-Норденфельда: Россия, Санкт-Петербург, Вое́нно-истори́ческий музе́й артилле́рии, инжене́рных войск и войск свя́зи
Построенные по проекту Ижорского завода в 1915 году два средних пушечных бронеавтомобиля на шасси 3-х тонных грузовиков Паккард стали самыми успешными машинами этого типа. Их история, начавшись в боях против германской армии, закончилась уже в Германии, где машины активно применяли уже германские военные в Гражданской войне. 5 лет боевой службы не так и мало, особенно в то время, когда жизнь меняется быстрее чем в калейдоскопе.
Трехтонный Паккард стал второй по распространенности после Уайт маркой грузовых автомобилей, используемых в Российской Императорской Армии. Всего было поставлено более 3-х тысяч автомобилей от этого производителя. История грузовиков Паккард началась в 1905 году, когда был построен первый 1,5-тонный грузовик Packard с оппозитным двухцилиндровым мотором мощностью 15 л.с. В 1908 году появился 3-тонный грузовик серии TD с четырехцилиндровым двигателем мощностью 24 л.с., трехступенчатой коробкой передач с сдвоенной приводной цепью. Известность к грузовикам Packard пришла, когда в 1911 году один из них с тремя тоннами груза пересек континент от берега до берега - от Нью-Йорка до Сан-Франциско за 46 дней. Это было проделано впервые в автомобильной истории США. Трехтонные грузовики стали бестселлерами фирмы. В ходе Первой мировой войны армия США приобрела 4856 грузовиков Packard, и в тот же период более 5000 штук было продано военным ведомствам России, Франции и Великобритании. В российской армии использовалось почти 3 тысячи машин этой марки и неудивительно, что именно шасси 3-х тонного Паккарда выбрали для бронирования.
Получив заказ на 4 пушечных автомобиля с 37-мм автоматическими пушками Максима-Норденфельда в качестве шасси Ижорский завод взял два шасси 3-х тонных грузовиков Паккард, де факто ставшие стандартом в российской армии для машин этого класса. Машины были забронированы практически по такому же проекту, что и броневики Маннесманн-Мулаг выпуска 1915 года. Главным отличием от машин на немецком шасси стала "яйцеобразная форма" кузова. Изначально кузов Паккарда был уже и для нормального функционирования артиллерийской системы бортовые листы сделали выгнутыми, это хорошо видно на фотографиях с германскими солдатами на борту, когда машины уже служили фрайкору.
Бронирование кабины было также из прямых листов, только лобовые детали защиты кабины и радиатора имели небольшой наклон. Хотя бронеавтомобиль был вооружен одним пулеметом, использование его непосредственно с броневика было неудобным и непростым. Оба изготовленных грузовика немного отличались по ширине бронирования кузова и модификациями установленных пушек.
Основным вооружением бронеавтомобиля была 37-мм автоматическая морская пушка Максима-Норденфельда. Автоматика пушки основывалась на принципе использования энергии отдачи ствола при его коротком ходе, пушка была фактически сильно увеличенным пулеметом Максим. В кожухе водяного охлаждения ствола располагался пружинный накатник. Избыточная энергия отката поглощалась гидропневматическим буфером. Питание орудия снарядами — ленточное, пулемётного типа. Матерчатая лента содержала 25 снарядов. В боекомплект входили осколочные гранаты (стальные или чугунные) и картечь. Масса гранаты составляла около 500 грамм при массе взрывчатого вещества всего 17 грамм. Дальность прицельного огня гранатами составляла около 2000 м. Возимый боекомплект составлял 1200 выстрелов. Угол наведения её в горизонтальной плоскости был значительным — около 300°. Как и броневики на шасси «Маннесманн-Мулаги», БА Паккард перевозили заряд тротила (48 кг) для подрыва инженерных сооружений и фортификации.
Оба бронеавтомобиля «Паккард» отправились на фронт весной 1915 года, в состав 1-й автомобильной пулеметной роты воевавшей в Польше. «Паккарды» распределили во 2-й и 3-й взводы. В одном из боев 18 апреля 1915 года у деревни Бромерж два «Паккарда» сыграли роль штурмовой артиллерии, самостоятельно подавив опорный пункт обороны. полностью уничтожив до роты противника. Весной 1915 один из Паккардов стал именным в честь погибшего Первого Геогиевского кавалера роты штабс-капитана Гудрова. В период 1915—1916 годов «Паккарды» не выходили из боев, перебрасываемые вместе со всей ротой, они отметили во всех сколько-нибуть заметных боях в Польше не потеряв ни одной машины. В сентябре 1916 в связи с оставлением Польши часть отвели восточнее и переименовали в 1-й бронедивизион. Уже в 1917 году часть перебросили в Финляндию, затем, как одну из самых боеспособных частей армии, в столицу.
В октябре 1917 года, точно за несколько дней до революции, бронемашины 1-го бронедивизиона перебросили из Питера под Двинск (Даугаупилс), для попытки остановить стремительный развал фронта и продвижение германцев. Армия была полностью дезорганизована, и когда весной 1918, после того как большевики отказались от подписания мирного договора в Бресте, вошли во Двинск им достались отремонтированные и в отличном состоянии броневики. Оба Паккарда были срочно отправлены в Германию, наверно немцы планировали использовать их в наступлении на западном фронте.
Немцы немного модернизировали машины, корректировке подверглась в основном вооружение, вместо Норденфельдов были поставлены 20-мм Беккеры, добавлены стационарные позиции для 2-х пулеметов. Именно в таком виде машины и использовал Фрайкор в 1918 и начале 1919 года для подавления коммунистических выступлений в Берлине.
После войны следы броневиков теряются. Оценивая проект можно отметить, что несмотря на быстрое проектирование и производство бронеавтомобили на шасси Паккард оказались самыми удачными из всей серии ранних БА Ижорского завода, причем в основном из-за удачного шасси. Приемлемая боевая мощь и мобильность позволили им продержаться в боевом состоянии 5 лет,
Источники:
фотографии на RC-forum.ru в основном взяты у участников: @slava и @alekse, не только имеющих фотографии, но и отлично ориентирующиеся в технике эпохи 1-й мировой
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов СВО Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941 - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз»., 2007.
Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коло- миец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).
Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и броне-поезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008.
http://zonwar.ru/bronetexnika/pojvlenie/Packard.html