Бронеавтомобиль на шасси Mannesmann-Mulag.
Изготовитель: Ижорский завод.
Страна: Россия
Шасси: Mannesmann-Mulag L56b 45/50 PS
Год производства: 1914
Кол-во выпущенных: 1
Масса: 5,7 тн
Экипаж: 5
Размеры: 4500х1980х2000 мм
Вооружение: 2х7,62-мм станковый пулемет системы Максима + Canon de 47 mm modèle 1885 (1-я машина)
Бронирование: 4 - 5 мм
Двигатель: 50 л.с.
Сложно сказать почему в России историю русского танка в частности, и историю танка вообще начинают со странной машинки Пороховщикова и "царь-танка" Лебеденко, тогда как имя настоящего новатора упоминается только уж в совсем специализированных изданиях. А ведь полковник Добржанский стал не только командиром первой броневой части в мире, но и автором проектов первых российских бронеавтомобилей и первых "колесных танков" - пушечных бронеавтомобилей Ижорского завода на шасси Маннесман-Мулаг и Паккард. России есть, что "заявить в своих правах на часть истории танка, и это полковник лейб-гвардии Александр Добржанский.
При создании по резолюции военного министра Сухомлинова от 19 августа создавалась первая в мире боевая автоброневая часть - 1-я автомобильная пулеметная рота. Основу роты должны были составить 8-мь пулеметных бронеавтомобилей на шасси Руссо-Балт тип С. Но российские броневики должны были не только принимать участие в патрулировании и засадах, как их бельгийские аналоги, планировалось их активное участие в наступательных и оборонительных действиях и быстро стало понятно, что одних пулеметных машин будет недостаточно. Тем более, что предполагалось наличие и у противника бронетехники, которая впрочем так до конца войны у немцев на русском фронте и не появилось. Полковник Добржанский предложил забронировать и оснастить пушками по одному грузовику на 2 пулеметных броневика. Из армии на Ижорский завод передали три немецких грузовика Маннесманн-Мулаг, видимо военные хотели побыстрее избавится от немецких машин в строевых частях. Хотя именно эти машины как раз зарекомендовали себя вполне достойно и выбор их в качестве шасси был правильным.
Концерн Mannesmann начал свое существование с 1776 года и до сих пор один из крупнейших германских производственных конгломератов. В начале 20-го века, да и в начале 21-го, основной продукцией становятся трубы, в том числе больших диаметров. В 1908 году семьи Маннесманн совместно с другими акционерами расширяют деятельность концерна, сделав особый упор на машиностроение, так возникает Mannesmannröhren-Werke AG., который создает в Аахене автомобильный отдел фирмы MULAG, которая слилась с аахенской фирмой «Шейблер» ( Scheibler ), к тому времени бывшей уже известным производителем грузовиков и автобусов. В 1900 году на автомобильной выставке во Франкфурте-на-Майне впервые были представлены два 10-сильных легковых автомобиля и один грузовик Scheibler конструкции Вилли Зека. Годом позже фирма приступила к серийному производству грузовиков, оснащённых 2-цилиндровыми двигателями мощностью 12 л.с. и карданной передачей. Тогда же был и выпущен первый автобус Scheibler, поступивший в эксплуатацию на почтовый маршрут между городами Заарбург и Даксбург. Грузовики и автобусы сразу же стали популярными не только в Германии, но по всей Европе. В 1906–1907 годах Курт Шейблер кардинально обновил модельную программу фирмы. Грузовики и автобусы этой серии вплоть до 1927 года продавались под марками Scheibler, Mulag и Mannesmann-Mulag. Основой стала 6-тонная модель L56. Позже появились её модификации грузоподъёмностью от 3,5 до 5 т. В различных вариациях машины этой модели оснащали двигателями мощностью от 28 до 58 л.с. С 1908 года в Германии начала действовать программа частичного субсидирования покупки и эксплуатации населением тяжёлых грузовиков, годных для военной службы. Субсидии покрывали половину стоимости автомобиля, но в случае войны их владельцы были обязаны передать машины безвозмездно в полное распоряжение германской армии. Субсидированию подлежали грузовики, испытанные военным министерством Пруссии и признанные «военногодными». Надёжные и мощные машины из Аахена отвечали всем требованиям военных и быстро стали "субсидируемыми". В 1910–1912 годах начались поставки грузовиков Mulag и Mannesmann-Mulag для армий Швеции, Болгарии, Румынии, Турции и России. На проходившей в Петербурге в мае 1913 года IV Международной автомобильной выставке 5-тонный 50-сильный грузовоз из Аахена получил Малую золотую медаль Министерства торговли «за испытанно-надёжную конструкцию и сравнительную дешевизну фабриката». После чего начались регулярные поставки грузовых автомобилей Mannesmann-Mulag в Русскую армию.
До начала первой мировой войны в российскую армию поставили почти 50 грузовиков этой марки. Надежность можно оценить по тому, что к 1 июля 1917 года 20 машин еще находились на службе. Поэтому выбор 5-ти тонного Mannesmann-Mulag L56 45/50 PS с 50-ти сильным двигателем был правильным. В качестве оружия была выбрана 47-мм морская пушка Гочкиса, выпускавшаяся в России. Ещё до начала Первой Мировой войны с кораблей стали демонтировать 47-мм пушки, так как со своими задачами борьбы с миноносцами ни по калибру, ни по дальности стрельбы они уже не справлялись, но в то же время запас не только самих пушек, но в особенности боеприпасов был огромным.
Первый «Маннесманн-Мулаг» был готов к октябрю 1914 года и в составе 1-й автопулеметной роты 19 октября 1914 года убыл на фронт. Кроме того, две 37-мм автоматические пушки Максима- Норденфельда установили на 3-тонные грузовики «Бенц» и «Олдейс» (Alldays), которые были переданы в роту Петербургским отделением Государственного банка.
В боевом применении пушечные машины показали себя очень хорошо, удачно поддерживая пехоту и легкие броневики. Ноябрьские бои показали, что наиболее эффективны 37-мм автоматические пушки Максима-Норденфельда, несмотря на то, даже учитывая, что они стояли на небронированных грузовиках «Бенц» и «Олдайс». Маннесман-Мулаг же наоборот показал себя плохо, машина получилась перегруженной, неповоротливой, фугасное действие 47-мм снаряда пушки Гочкиса уступало действию снарядов автоматического «Максима-Норденфельда». Уже к концу года броневик вышел из строя, его отправили в тыл для ремонта, где и разбронировали. Но волне бронепаники фотографии перевозящегося на платформе броневика быстро попали в прессу как "немецкого", слишком ужасен был его вид.
Несмотря на то, что машина была создана в кратчайшие сроки, бронекорпус был достаточно сложным, отделение управления - забронированная кабина имела скошенные углы для большей пулестойкости, башенная пушечная установке имела стандартный "корабельный" вид. Пулеметная амбразура была посередине лобовой панели и с двух сторон по бортам бронированного кузова. Пулемет в "бронекузове" был один и мог перебрасываться в зависимости от задачи. Стрелковая амбразура была сделана так, что бы была возможна стрельба вперед по курсу. Вся система вооружения была близка к "морской", несколько ярусов, основное и вспомогательное оружие. Дверь в отделение управления была только одна с левой стороны.
Несмотря на то, что именно этот пушечный бронеавтомобиль Ижорского завода на шасси Маннесман-Мулаг получился не самым удачным, испытание разных вариантов вооружения и применения пушечных и пулеметных бронеавтомобилей дали понимание, что необходимо на поле боя и 4-ре последовавших для довооружения 1-й автопулеметной роты пушечных броневика были уже построены с использованием полученного опыта.
Источники:
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов СВО Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941 - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз»., 2007.
Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коло- миец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).
Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и броне-поезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008.
http://www.gruzovikpress.ru/article/14995-avtomobilnoe-proshloe-kontserna-mannesmann/