Бронеавтомобиль на шасси Руссо-Балт тип С.
Страна: Россия
Год производства: 1914
Кол-во выпущенных: 8
Масса: 3,26 тн
Экипаж: 5
Размеры: 4500х1980х2000 мм
Вооружение: 3х7,62-мм станковый пулемет системы Максима
Бронирование: 3,5 - 5 мм
Двигатель: 4501 см3 , 40 л.с.
Где посмотреть: Реплика. музея Первой Мировой войны " Ратная палата" ГМЗ "Царское село".
Реплика. Военный парк Оржехов у Брна. Army Park Ořechov
19 августа 1914 года резолюцией Военного министра Российской империи была создана первая боевая бронетанковая часть в мире, которая должна была системно использовать в вооруженной борьбе бронированные средства. Уже 24 августа боевое подразделение было создано в Канаде - Canadian Automobile Machine Gun Brigade. А уже 12 октября 1-я автомобильная пулеметная рота в составе 8 бронеавтомобилей «Руссо-Балт тип С», один пушечный Маннесманн-Мулаг и два небронированных грузовиками «Бенц» и «Олдайс» с пушками в кузовах, прибыли на осмотр Императором Николаем Вторым в Царское Цело, а 16 октября, после «напутственного молебна», рота отправилась на фронт, в оперативное подчинение штаба 2-й армии в Польше.
Столь быстрое создание бронеавтомобильного подразделения было вызвано даже не столько реальным пониманием необходимости, сколько рапортами о "мифических" германских бронеавтомобилях, который привиделись русскому генералитету. Возможно в "тумане войны" свою роль сыграли и бронированный транспортер Маннесман, и французские Шароты, купленные на пробу Пруссией, которые после неудачных испытаний были отправлены куда то в Восточную Пруссию в крепости. Уже 11 августа 1914 был забронирован прямо в мастерских листами от щитов немецких пушек и вооружен двумя пулеметами грузовик марки SPA, сразу отправленный в 25-ю пехотную дивизию. В 8-й автомобильной роте числились при отправке на фронт «автомобили «Кейс» – 2, легковые, бронированные». Что это были за машины история умалчивает.
История российских броневых частей началась 17 августа 1914 года, когда военный министр Сухомлинов предложил полковнику лейб-гвардии Егерского полка А.Н. Добржанскому сформировать «бронированную пулемётную автомобильную батарею». 19 августа была издана резолюция о создании 1-й пулемётной автомобильной роты» – первой бронеавтомобильной части в мире. Полковник Добржанский стал не только командиром части, но и фактически генеральным конструктором всей бронированной техники роты. Для бронирования на Ижорский завод в Колпино были переданы 8 шасси от легковых автомобилей Руссо-Балт модель С. Вариантов собственно говоря не было, Модель С была не только единственной серийной моделью автомобильного отдела Русско-Балтийского вагонного завода, но и единственной вообще моделью российского производства.
Производство машины началось в 1909 году, как С24/30 ( 24 — расчётная мощность двигателя в лошадиных силах, 30 — реальная максимальная мощность) с двигателем объёмом 4501 см³. Постепенно в ходе модернизации в Риге выпускали С24/35 (1912—1914) и С24/40 (1913—1918). Модель С стала наиболее массовой в истории завода — выпущено всего 347 экземпляров. В дальнейшем именно машины С24/40 стали основой всех бронированных и специальных машин, использовавших шасси Руссо-Балта.
22 сентября 1914 года Добржанский был назначен её командиром. По плану автомобильная часть роты включала восемь бронированных пулемётных бронеавтомобилей, четыре пушечных бронеавтомобиля. Эскизы бронеавтомобилей выполнил сам полковник, а рабочий проект и чертежи разработал инженер-механик Ижорского завода А.Я. Грауэн. Первыми боевыми машинами Русской армии стали броневики, построенные на шасси № 530, 532–535, 538, 539, 542 легковых автомобилей «Руссо-Балт» модели «С 24/40» и вооружённые тремя пулемётами «Максим».
Бронекорпуса, построенных на шасси Руссо-Балтов бронеавтомобилей имели рациональные углы наклона, днище и крыша были бронированы - 3 мм, лоб и корма корпуса - 5 мм, борта 3 мм хромо-никелиевыми листами брони. Башен на машинах не было, огонь должен был вестись через четыре амбразуры в бортах и в переднем и заднем листе. Судя по конструкции машину планировалось использовать именно в наступательных операциях для поддержки пехоты и обеспечения высокой плотности флангового огня.
Уже 12 октября все восемь легких БА, один тяжелый пушечный на шасси Маннесманн-Мулаг, забронированный тем же на Ижорском заводе были переданы Армии, кроме бронированных машин в состав 1-й роты входили 17 легковых и семь грузовых (из которых два были оснащены пушками и использовались как боевые машины) автомобилей, один мобильный лазарет (санитарный автомобиль), один автомобиль-прожектор и 14 мотоциклов.
Практически сразу рота приняла участие в боях - 9-10 ноября 1914 года в районе Лодзи только с помощью бронеавтомобильной роты был отбит город Стрыков. За время применения машин были выработана тактика применения и наиболее эффективные приемы, которые были закреплены приказом Верховного Главнокомандующего № 7 в «Инструкции для боевого применения бронированных автомобилей». При наступательных действиях и встречных столкновениях в задачи бронеавтомобилей входили «самое интенсивное огневое содействие наружным флангам наших войск, обстреливание противника, занимающего укреплённую позицию, для облегчения приближения к ней наших атакующих частей». Одной из главных задач в обороне было «обстреливание действительным огнём выдвинувшихся или отделившихся частей противника, с целью облегчить переход в наступление наших войск». А при преследовании «неотступное преследование своим огнём», «врезаться как в самые отступающие колонны противника, так и особенно между отступающими его частями, для обстреливания его фланга».
Можно обратить внимание, что применение броневиков планировать именно активное, не только в патрульных целых и для прикрытия, но и в наступлении и во встречном бою. После поступления в 1915 году еще 3-х бронированных пушечных автомобилей рота была разделена на 4-ре боевых отделения в каждое из которых входило две пулеметные и одна пушечная машины, которые могли решать самостоятельные задания.
В сентябре 1916 года 1-я автомобильная пулемётная рота была переформирована в 1-й броневой дивизион, с включением в нее 33-го автомобильного пулеметного отделение с бронеавтомобилями Остин на вооружении. До лета 1917 года дивизион квартировал в Финляндии, затем был переведен в Питер, а за несколько дней до октябрьского восстания в Двинск (Даугаупилс). Именно в Двинске после срыва большевиками переговоров с немцами 1-й броневой дивизион потерял сразу 5 бронеавтомобилей, хотя в ходе реальных боев не было потеряно ни одной машины.
По состоянию на 1921 год в Красной Армии состояло три бронеавтомобиля на шасси Руссо-Балт, построенных в 1914 году. Учитывая, что три машины были просто захвачены немцами, потеря от поломок всего 2-х машин говорит о отличном качестве и удачном проекте этих первых российских бронеавтомобилей. Тем удивительнее, что с 1915 года в России все броневики собственного производства строились чуть ли не индивидуальным проектам. В 2009 году мастерская «Лейбштандарт» как утверждалось по оригинальным чертежам из архивов Политехнического музея и РГАКФД построила полноразмерную реплику бронеавтомобиля. Сейчас бронеавтомобиль выставлен в экспозиции музея Первой Мировой войны " Ратная палата" ГМЗ "Царское село".
Еще одна реплика нашлась в архиве фотографий. Недалеко от столицы Моравии города Брно есть место, которое сейчас называется Военный Парк Оржехов (Army Park Ořechov), на месте бывшей позиции ПВО ЗРК С-75 времен Варшавского договора. В этом парке в реконструкциях оказывается в качестве немецкого броневика использовалась реплика российского БА. Честно признаюсь, даже внимание не обратил на эту реплику, ну не знал 9 лет назад ничего о бронеавтомобиле Руссо-Балт тип С.
Источники:
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов СВО Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941 - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз»., 2007.
Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой / Максим Коло- миец. – М.: Стратегия КМ : Яуза : Эксмо, 2013. – 176 с.: ил. – (Война и мы. Танковая коллекция).
Коломиец М.В. Броня русской армии. Бронеавтомобили и броне-поезда в Первой мировой войне. -М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2008.
фото: https://autohis.ru/sovietauto/russo-balt/russo-balt-tip-s.php