Окончание. К предыдущей статье.
Хирургия и прогресс медицинских знаний
Врачи не несли ответственности, если их процедуры не работали.
Поскольку боги являются непосредственными причинами и лечебными агентами болезни, врач мог нести ответственность только за то, что он или она совершили или не совершили при проведении той или иной процедуры.
Если рецепт был выполнен точно в том виде, в каком он был выписан, даже если пациент не был вылечен, врач действовал правильно.
Единственное исключение из этого правила касалось хирургии, когда в случае неудачи операции врачу ампутировали руку.
Хирургия производилась еще в 5000 году до н. э., хотя в Месопотамии мало знали об анатомии и физиологии, так как эти знания были ограничены религиозными запретами на вскрытие трупов.
Возможно, анатомия животных и помогала, но в Месопотамии препарировали только печень и легкие совершенно здоровых животных с целью гадания.
Хотя врачи понимали важность измерения пульса пациента для определения его состояния здоровья и признавали важность антисептиков и чистоты, они никогда не приравнивали этот пульс к системе кровообращения, которая пропускает кровь через тело, и не признавали нечистоту как питательную среду микробов или инфекции.
За две тысячи лет своего существования месопотамская медицина добилась незначительного прогресса.
Врачи все еще прибегали к суевериям и магическим объяснениям.
Хотя они могли рационально объяснить многие симптомы и заболевания, они никогда не пытались собрать данные и теоретизировать.
Подтверждением этому служат некоторые медицинские тексты, известные как серия предзнаменований, написанные на протяжении многих веков, которые ясно показывают, насколько успешен будет асипу в лечении пациента , основываясь на том, какие знамения увидит врач на пути к дому больного:
"Если экзорцист увидит черную собаку или черную свинью, этот больной человек умрет.
Если экзорцист увидит белую свинью, этот больной человек будет жить.
Если экзорцист увидит свиней, которые поднимают хвосты, исцеление не пройдет мимо больного."
Следуя этим прогнозам, можно было опознать некоторые заболевания и симптомы и указать, будет ли пациент жить или умрет, основываясь на том, что наблюдается.
Также принимались во внимание сны и видения пациента:
"Если, когда он страдал от длительной болезни, он увидел собаку, его болезнь вернется к нему, он умрет.
Если, когда он страдал от длительной болезни, он увидел газель, пациент поправится.
Если, когда он страдал от длительной болезни, он увидел дикую свинью, когда вы произнесли заклинание для него, он выздоровеет."
В то же время, когда эти "волшебные" методы существовали, продолжалась практика диагностирования, основанная на эмпирических наблюдениях, и том, что сегодня называется "рациональным объяснением''.
Наиболее известным примером этого является письмо короля Мари Зимри-Лима своей жене о женщине при дворе по имени Нанна, страдающей от какого-то инфекционного заболевания.
Король приказывает своей жене держать Нанну подальше от других при дворе, потому что болезнь, которой она страдает, - заразная.
Однако эта концепция заражения никогда не связывалась с микроорганизмами.
Вместо этого был сделан вывод, что Нанна совершила грех, который сделал ее больной, и что близость к больному человеку позволила бы богам распространить эту болезнь на других.
Наследие месопотамского здравоохранения
Египтяне делали акцент акцент на эмпирических наблюдениях и применяли то, что можно было назвать "рациональными" процедурами в медицине.
Из Египта в Грецию прибыла медицинская практика, которая была кодифицирована Гиппократом (около 460-370 гг. до н.э.), известным как "отец западной медицины".
Есть, конечно, некоторые параллели между месопотамской медициной и медициной древнегреческой, но нет сомнений, что греческая медицина (в отличие от таких областей, как математика и астрономия) не была в чем-либо производной от месопотамской медицины.
Тем не менее, практика месопотамцев, безусловно, оказала влияние на египтян, от которых греки получили представление о медицинской практике и общем здравоохранении.
Более тысячи лет до начала жизни и обучения Гиппократа, до описания получения и лечения ран в "Илиаде", медицина в Месопотамии была широко распространенной профессией, которая включала диагностику, фармацевтическое применение и надлежащее лечение ран.
Примечательно, что жезл с переплетающимися змеями, символ современной медицинской профессии, ассоциируется с Гиппократом и греками, когда на самом деле, как и сама медицинская практика, он возник в Месопотамии.