Найти тему

Еще одно плохое слово

Еще классики спрашивали «Кто виноват?» и «Что делать?»

Пора найти достойный ответ на оба эти вопроса.

кадр из фильма «Morbius»
кадр из фильма «Morbius»

Когда возникает сложная ситуация, мы всегда ищем виноватых. Конечно! Мы должны знать кто ошибся и почему. И как сделать так, чтобы в дальнейшем таких ошибок больше не было. Действительно, на ошибках учатся.

Когда случается несчастье это всегда неожиданность, что-то непредсказуемое. Ведь если б мы знали, то предотвратили бы, приняли меры. Эта непредсказуемость, неожиданность пугает, до паники. А страх, первобытное, сильнейшее чувство подталкивает мгновенно к действию: найти, обвинить, наказать. А когда под действием страха человек действовал разумно?

К счастью, детские ошибки это не несчастья, а неприятности. Но дети станут взрослыми и очень хочется, чтобы они умели оценивать последствия своих поступков, обдумывать свои действия, принимать мудрые решения.

Когда ребенок что-то делает не так появляется плохое слово — «виноват».

— Я не виноват! — в слезах кричит ребенок. В этом слове — бездна. Оно означает сразу слишком много: я плохой, я неудачник, я глупый, я неумелый, я злой, я бестолковый, я никому такой не нужен, я не нравлюсь, меня не принимают таким какой я есть.

И все эти переживания не учат ребенка не совершать ошибку. Вместо этого эти переживания уменьшают самооценку, уверенность в своих силах, злят, печалят, ввергают в отчаяние.

А нужно всего немного изменить направление беседы.

Вот пример:

Ребенок был неосторожен, уронил чашку, она разбилась.

— Следующий раз будь внимательнее. Чашка стояла близко к краю, оказалось достаточно одного движения рукой и она упала. Эта чашка керамическая и она хрупкая. Она упала и разбилась. Давай осторожно уберем осколки и выбросим в мусор.

Смотрите, здесь нет ни одного слова «виноват». При этом ошибку легко осознать, легко понять что именно ее вызвало, какие были последствия и что делать, чтобы ошибка не повторялась. Кроме того, ребенок не чувствует себя плохим. Чашка разбилась — это плохо, личность ребенка не затронута, мы обсуждаем его действия.

Эти небольшие изменения дают огромный положительный эффект.

Ребенок не теряет уверенности в себе, при этом начинает понимать как действие вызывает последствия, устанавливает связь между своими поступками и дальнейшими событиями.

Этим прекрасным навыком к сожалению владеют не все взрослые.

И поэтому так важно понемногу, на небольших ошибках, мелких неприятностях возвести в привычку искать решение, а не искать виноватых.

Это повышает самооценку, воспитывает терпение и настойчивость в достижении цели.

Попробуйте совсем не использовать слово «виноват». Оторвите неприятность от личности. Посмотрите на нее со стороны. Может быть неприятность не такая уж и большая? Может быть можно довольно легко все исправить?

Когда вы сами ошибетесь, вы не будете терзать себя обвинительным внутренним монологом, а взглянув на «задачу» быстрее найдете ее решение. Вместо того, чтобы посыпать голову пеплом, впадать в отчаяние и растрачивать силы на самобичевание сохраните ясность ума и спокойствие и благодаря этому найдете самое легкое и эффективное решение. Это нелегко. Не винить себя, не винить других. Попробуйте, сначала это будет немного искусственно и с первого раза не получится идеально. Отмените плохое слово и набор эффективных действий постепенно войдет в привычку и вы и ваши близкие станут счастливее. Это ли не прекрасная цель!

#виноват #осознанность #счастье #используймозг #эффективноерешение