Еще классики спрашивали «Кто виноват?» и «Что делать?»
Пора найти достойный ответ на оба эти вопроса.
Когда возникает сложная ситуация, мы всегда ищем виноватых. Конечно! Мы должны знать кто ошибся и почему. И как сделать так, чтобы в дальнейшем таких ошибок больше не было. Действительно, на ошибках учатся.
Когда случается несчастье это всегда неожиданность, что-то непредсказуемое. Ведь если б мы знали, то предотвратили бы, приняли меры. Эта непредсказуемость, неожиданность пугает, до паники. А страх, первобытное, сильнейшее чувство подталкивает мгновенно к действию: найти, обвинить, наказать. А когда под действием страха человек действовал разумно?
К счастью, детские ошибки это не несчастья, а неприятности. Но дети станут взрослыми и очень хочется, чтобы они умели оценивать последствия своих поступков, обдумывать свои действия, принимать мудрые решения.
Когда ребенок что-то делает не так появляется плохое слово — «виноват».
— Я не виноват! — в слезах кричит ребенок. В этом слове — бездна. Оно означает сразу слишком много: я плохой, я неудачник, я глупый, я неумелый, я злой, я бестолковый, я никому такой не нужен, я не нравлюсь, меня не принимают таким какой я есть.
И все эти переживания не учат ребенка не совершать ошибку. Вместо этого эти переживания уменьшают самооценку, уверенность в своих силах, злят, печалят, ввергают в отчаяние.
А нужно всего немного изменить направление беседы.
Вот пример:
Ребенок был неосторожен, уронил чашку, она разбилась.
— Следующий раз будь внимательнее. Чашка стояла близко к краю, оказалось достаточно одного движения рукой и она упала. Эта чашка керамическая и она хрупкая. Она упала и разбилась. Давай осторожно уберем осколки и выбросим в мусор.
Смотрите, здесь нет ни одного слова «виноват». При этом ошибку легко осознать, легко понять что именно ее вызвало, какие были последствия и что делать, чтобы ошибка не повторялась. Кроме того, ребенок не чувствует себя плохим. Чашка разбилась — это плохо, личность ребенка не затронута, мы обсуждаем его действия.
Эти небольшие изменения дают огромный положительный эффект.
Ребенок не теряет уверенности в себе, при этом начинает понимать как действие вызывает последствия, устанавливает связь между своими поступками и дальнейшими событиями.
Этим прекрасным навыком к сожалению владеют не все взрослые.
И поэтому так важно понемногу, на небольших ошибках, мелких неприятностях возвести в привычку искать решение, а не искать виноватых.
Это повышает самооценку, воспитывает терпение и настойчивость в достижении цели.
Попробуйте совсем не использовать слово «виноват». Оторвите неприятность от личности. Посмотрите на нее со стороны. Может быть неприятность не такая уж и большая? Может быть можно довольно легко все исправить?
Когда вы сами ошибетесь, вы не будете терзать себя обвинительным внутренним монологом, а взглянув на «задачу» быстрее найдете ее решение. Вместо того, чтобы посыпать голову пеплом, впадать в отчаяние и растрачивать силы на самобичевание сохраните ясность ума и спокойствие и благодаря этому найдете самое легкое и эффективное решение. Это нелегко. Не винить себя, не винить других. Попробуйте, сначала это будет немного искусственно и с первого раза не получится идеально. Отмените плохое слово и набор эффективных действий постепенно войдет в привычку и вы и ваши близкие станут счастливее. Это ли не прекрасная цель!
#виноват #осознанность #счастье #используймозг #эффективноерешение