автор: А. Словохотов
Об организации марша войска татар по Муравскому шляху известно весьма мало. В частности, остается открытым вопрос о том, где и как татары располагались на отдых. Однако сомневаться в том, что движение многотысячной колонны по столь протяженному маршруту имело свои традиции не приходится.
При изучении документов 16-17 веков обращает внимание совпадение в трех текстах о татарской стоянке в районе Карпова сторожевища (Крепость Карпов).
В росписи польских дорог (1590-е) сказано:
А Карпово сторожевье место высоко пришла гора клином, а стоить на реке на Ворскле. А от Ворскла к Муравской дороге пришло поле чистое а поперег его до Муравской дороги версты с 3 и по речкам по Ворсклу и по Везенице против Карпова сторожевья крымской царь и большие люди идучи ставятца на станех.
Это же место упоминается при описании набега 19 августа 1644 г.:
"пришед против Карповского острожка, полдневали, стояли многое время. А стояли они в степи в шатрах и в палатках длиною возле Ворскла верст на 5 и больше, а шириною версты на полторы и больше".
Наконец, напротив Карпова татары остановились и в одном из последних масштабных набегов в 1680 году. Об этом свидетельствует Царская грамота Нижегородскому воеводе Андрею Толстово:
"Генваря в 19 числе пришли к Карпову, Мурамским шляхом, воинские люди Татаровя с пять тысяч и больши, да к ним же в прибавку идут многие воинские люди, и стали кошем от города в версте, и Карповский посад выжгли...".
Строчка из описания набега 1644 г: "полдневали, стояли многое время. А стояли они в степи в шатрах и в палатках..." отсылает нас к терминам более поздних эпох: бивак и привал.
Основными критериями при выборе места для бивака служат:
- удобство сообщения,
- наличие источников питьевой воды,
- выгодная оборонительная или наступательная позиция.
Можно предположить неслучайным, что после долгого подъема вдоль реки Уды к водоразделу Уды - Везелка и сложного огибания верховий Везелки татарские военачальники выбрали отвечающие их требованиям место отдыха. И использовали его как до появления здесь русских крепостей так и после их строительства.
Интересно отметить, что большой привал в походе совершается как правило после преодоления более половины перехода. А Курско-Белгородский регион, как известно, лежит на полпути из Крыма в Москву. Возможно, район Карпова и был местом такого "большого привала".
Вопрос о татарской стоянке между Карповым и Белгородом позволяет по новому взглянуть на историю этих мест. Очевидно, что возведение Белгорода и Карпова, а затем строительство черты повлияло на организацию движения татарского войска. Возможно, также и то что при выборе места строительства Карпова и Белгорода учитывалась эта особенность татарского марша.