Приветствую, вас на моём канале. Давно хотела поговорить на эту тему. Кто-то скажет: не имеет значения, какая у книжки обложка, главное же в ней – содержание. Но если бы это было так, то издательства не стали бы тратить деньги на разработку дизайна серий, на работу художника, на недешёвую полиграфию. С хорошей обложкой книгу покупают лучше. Правда, представления о хорошей обложке сильно менялись в истории книгопечатания. Впрочем, очень далеко в глубь веков мы с вами заглядывать не будем.
Какие бывают обложки
В недалёком прошлом обложки книг отличались более скромным дизайном. Чаще всего он состоял из цветного фона и контрастных букв названия и имени автора. В лучшем случае там могли быть какие-то стилизованные фигуры или графические рисунки. Да, сейчас многим из нас такие обложки кажутся более элегантными, менее кричащими и вызывающими, чем современные. Однако причина здесь не в стремлении к элегантности, а в цене. При отсутствии современных технических средств многокрасочные реалистические композиции на обложке обошлись бы издателю, а значит, и покупателю в немалую сумму.
Дорогие книги, кроме скромной, но прочной и долговечной обложки, могли иметь ещё и суперобложку с более красочным рисунком, но на тонкой бумаге. А совсем дорогие представляли собой настоящее произведение декоративного искусства, особенно в старину, лет 100-200 назад. Они, естественно, простому люду были не по карману. Поэтому издания известных писателей и поэтов в XIX веке имели очень скромные обложки.
Но времена меняются, так же как и технические возможности. Сейчас можно сделать обложку любой степени вычурности, и как-то неожиданно оказалось, что она не только предохраняет страницы от порчи, но и выполняет множество других функций.
Функции обложки
Привлечение внимания
Когда в 90-е годы стали появляться книги с яркими изображениями сцен и персонажей, то оказалось, что их покупают охотнее, чем менее ярко «одетые». Я помню, что первые переводные издания фантастики и фэнтези (Р. Желязны, Урсулы ле Гуин, Френсиса Корсака и других) выходили с обложками, на которых были живописные работы Бориса Валеджо. Авторские права? Об этом в 90-х и не задумывались. Картинка не соответствует содержанию? Какая разница, зато красиво и покупают лучше.
Потом оказалось, что и своих талантливых художников и дизайнеров немало. И постепенно книги стали одеваться не столько качественнее, сколько пафоснее. Ведь яркая обложка привлекает больше внимания, к ней рука покупателя тянется непроизвольно. А одетая поскромнее книжка остаётся незамеченной, значит, и неоценённой. Такова уж природа нашего зрительного восприятия, человек реагирует в первую очередь на разноцветные пятна.
Информативная функция
Обложка несёт довольно разнообразную информацию, причём не только о названии книги и имени писателя. При разработке дизайна серий издательства стараются придать им характерные, узнаваемые особенности. Так, по обложке несложно отличить книгу жанра фэнтези от современной реалистической прозы, детектив от любовного романа. Интересно, что оформление наиболее популярной серии одного издательства часто почти копируется другим. Почему бы немного не попаразитировать на находках конкурентов?
Обложки сейчас часто оформляются так, что на них можно увидеть сцену из книги, главных героев, каких-то интересных персонажей, характерный пейзаж. Это позволяет в общих чертах представить, что можно ожидать от содержания. Да и в процессе чтения интересно сравнивать впечатления от героев с образом на обложке. Поэтому крупные издательства даже предлагают популярным авторам заполнить техзадание для художника, чтобы картинка максимально соответствовала видению писателя.
Рекламная функция
Тоже очень важная, если не самая важная. Обложка продвигает книгу, демонстрируя её преимущества перед другими книгами и ориентируя на её покупку целевую аудиторию. Все эти брутальные мужчины на обложках любовных романов и обвешанные оружием бравые парни из мужских боевиков рекламируют книгу, привлекая нужных покупателей. Книгу не просто должны купить, её должен купить свой читатель. Иначе, разочаровавшись, он больше не будет покупать книги этой серии.
А представитель целевой аудитории не только купит и прочитает, но и поставит на полочку рядом с другими такими же яркими и привлекательными. Так, в Эксмо долгое время в подростковой редакции выходили небольшие книжечки серии «Только для девочек». Эти милые повести о первой любви стали предметом коллекционирования у своей ЦА. Потому что девочкам 12-15 лет невозможно было пройти мимо этих розовых, голубых, салатовых книжечек с блёстками и сердечками.
Таким образом, главные функции обложки – это привлечение внимания и реклама.
Обложки электронных книг
Казалось бы, а здесь обложки для чего? А для того же самого – для привлечения внимания и рекламы. Поэтому авторы, выкладывающие электронные тексты своих книг, должны позаботиться и об их оформлении. Особенно если эти тексты выкладываются на продажу. И обложки также должны соответствовать жанру и тематике, чтобы не вводить в заблуждение читателей. А ещё нужно соблюдать требование уникальности, что сделать не всегда просто. И не забывать про авторские права, ведь любая картинка в интернете имеет своего художника или фотографа.
Но это тема для отдельного разговора. О том, какие есть пути создания красивой обложки для своей электронной книги, как добыть картинку, на которую не распространяется закон об авторском праве, мы поговорим в следующей статье по этой тематике.
Я с вами пока прощаюсь, но ненадолго. Следующая статья в пятницу. Понедельник, среда и пятница – это дни появления новых статей. Всем добра и хорошего настроения.