Дочитайте до конца обязательно, обещаю - будет познавательно)
Фильм вышел на экраны в шестидеcятые годы прошлого столетия. Ажиотаж вырос огромным, в первые полгода проката, фильм посмотрел почти каждый житель Советского Союза.
Ссора между актёрами. Это на экране кажется, что Трус, Балбес и Бывалый - друзья не разлей вода. А за кадром , не дружили.
Например, с Георгием Вицином дружить было невозможно. Он был закрытый и неконтактный человек.
Моргунов всегда брал нахрапом и тоже с ним дружить было сложно.
Ходят упорные слухи, что режиссёр учредил приз: бутылка шампанского за удачный трюк или шутку. Всё это спорно, так как пошло это с выступления Никулина на одной из премьер, где выпалил: "А еще, Гайдай дарил шампанское"
Он не уточнил за что, но это было услышано и эта фраза впоследствии собросла небылицами, то, что сам Никулин на придуманных шутках "заработал" аж 24 бутылок шампанского, а Георгий Вицин всего одну и именно вот за этот эпизод:
Кстати, Вицин был отъявленным трезвенником и всегда, всю жизнь, категорически отказывался от спиртного. Поэтому Гайдаю стоило героических усилий уговорить Георгия Михайловича отхлебнуть из кружки немного пива в сцене "Жить, как говориться - хорошо! - А хорошо жить - ещё лучше".
Эту, и ещё И ещё десятки других, крылатых фраз тут же разлетелись на цитаты:
"Шляпу сними". "А я пью? Что тут пить". "Птичку жалко". "Минуточку, я записываю". "Моментально... в море".
Вернемся к троице наших любимых аферистов.
Больше нервов потратил Гайдай с Моргуновым. Евгений Александрович мог позволить себе выпить лишнего, нахамить режиссёру и другим участникам съемок. А взял Гайдай в троицу еще на съёмки фильма "Пёс Барбос и необычный кросс" случайно - тогда отказался сниматься другой актер и времени на кастинг не было.
К концу крымской экспедиции, Гайдай и Моргунов вдрыск разругались и Моргунов уехал в Москву. Пришлось манипулировать дублёрами. Да и, Евгений Александрович слабо сыграл роль, мог бы и больше, но его сразила, как бы сказали "звёздная болезнь". Зачем напрягаться, когда уже любят.
Теперь о тостах. На экране, актёры мастерски сыграли выпивающих людей. Но на самом деле, всё происходило на трезвую голову - в стаканах обыкновенный сок. Но зато после съёмок, Леонид Иович позволял актёрам расслабиться. Но только строго после работы.
Сам же Гайдай на съёмочной площадке сама серьёзность. не разрешал актёрам смеяться, или открыто проявлять восторг, типа, как получился дубль. Леонид Иович похож скорее на строгого учителя, нежели на режиссёра.
Малоизвестный факт:
Помните момент, когда Шурик и Наташа сидели на берегу и отчаянно дрожали?
Как уже знаете, съёмки проводились на горной реке в Сочинском районе. Гайдаю нужно было показать замерзающих в насквозь промокшей одежде, Шурика и Нину. Но солнца палило нещадно и одежда на киногероях быстро высыхала.
Тогда режиссер не придумал ничего другого, кроме как поливать водой из этой самой реки, а вода в была не выше семи градусов. Вот и дрожали ребята не понарошку, а в самом деле.
А потом, после съёмок, Гайдай велел гримерам дать Наталье спирта. Она выпила пару глотков, закусила огромным яблоком.
Потом еще пятьдесят грамм. И ещё...
В итоге, как добралась до домика на турбазе, не помнит. А посреди ночи проснулась от того, что кто-то сильно тряс за плечо. Это Никулин, который будил Наталью и приговаривал: "Проснись, Наташа, это моя кровать"... Оказалось, что Варлей по ошибке, зашла в его домик.
Зачем перекрасили Шурика?
Гайдай считал, что в кадре главные актеры не должны были быть "одной масти". Если Девушка чёрненькая, то парень должен быть светленьким. Так было и в "Спортлото 82" Только там Гайдай перекрасил в блондинку главную героиню.
Своего героя "Шурика", Гайдай "нашёл" еще в предыдущей картине: "Операция "Ы"" Тогда на эту роль было сорок претендентов пробовался даже Евгений Петросян.
Но Гайдай искал парня, по сути, похожего на него самого. Такого же, нескладного и интеллигентного парня, который то и дело вляпывается. И выбор пал на Александра Демьяненко.Оказалось, что Александр и в жизни был таким же - Леонид Иович нашел в ём "родственную душу.
Самого же Демьяненко, по жизни, окружавшие его женщины всегда воспринимали, как младшего брата, но ни как не мачо, способного вскружить голову и увезти на край земли.
Юрий Никулин, вообще не хотел сниматься. Прочитал сценарий и сказал: "Слабый фильм - не будут его смотреть".
А почему поначалу отказывался? Да потому, что незадолго до этого, снялся в трагической роли монаха Патрикея у самого Тарковского в фильме "Андрей Рублёв" и больше не хотел выглядеть клоуном на экране.
Еще больше не повезло Александру Демьяненко, сыгравшую главную роль в фильме. По жизни был жгучим брюнетом и волосы перекрасили, чтобы стал типичным рыжим студентом с исторического факультета. И, чтобы добиться в кадре яркого блондина, нещадно перекрасили. До волдырей и ожогов на коже. Спасло то, что по жизни имел густую шевелюру, а так мог бы облысеть.
Вторая причина, это то. что Никулину по сути светит роль второго плана. Но актёр, с горем пополам согласился и то, после того как Гайдай пообещал внести в сценарий некоторые трюки, "заточенные" специально под Никулина.
Например: "Бамбарбия, кергуду". Набор букв, который ничего не значит, зато эта цитата сразу "ушла" в народ, став крылатой, как фразочка самого Юрия Владимировича.
Для жителей Алушты, съёмки такой комедии стали настоящим событием, люди днями торчали вокруг и легко могли попасть в массовку.
Так например, в сцене, когда на дачу товарища Саахова Моргунов заносит холодильник, а Вицин корректирует движения - снимался не сам Моргунов.
На роль "грузчика" взяли алуштнинца, жившего неподалёку, Александра Григорьевича Иванченко, внешне похожего на киногероя, Переодели в ту же одежду получился вылитый Моргунов.
Александр Григорьевич потом еще раз мелькнет в кадре. Вот - слева, подсказывает как надо играть.
И вообще, тысяча алуштинцев так или иначе попала в кадр. Всем хотелось мелькнуть в кино и если не полностью, то хотя бы спиной или на заднем плане. Вот например, как эта молодая парочка, спускающаяся по "лестнице Варлей", в выше приведенном фрагменте про холодильник.
А помните эпизод, когда Вицин быстро-быстро считает деньги? Так вот, это не его руки, а руки местного работника банка, который быстро и главное, красиво листал купюры. За выполненную работу, заплатили аж три рубля (Советских).
На радостях, что хоть как-то попал в кадр, этот работник купил на эти три рубля бутылку водки и "отметил" это событие. Когда вернулся домой выпивший, на него набросилась жена. Но когда узнала. что за повод, то тут же простила. Ведь это было (съемки фильма) на тот момент в Алуште, просто грандиозное событие.
Еще до выхода картина на большой экран, некоторые коллеги по цеху сильно ругали Гайдаевскую "троицу" - Труса, Балбеса и Бывалого. Даже Рязанов отметил, что "режиссёр зациклился на этих трех аферистах".
А между, эти трое стали самыми любимыми "аферистами". И до сих пор обожаемы. А почему? Да потому что добрые. В них не чувствуется злости или агрессии. Да, что-то там стырить, могут, но это на экране вызывает лишь улыбку, но никак не осуждение.
А почему? Да потому что тогда так жила вся страна - если можно было где-то что-то, как-то и ничего за это не будет - конечно же "химичили". Поэтому зритель и воспринял их по-доброму, увидев в ком-то из них, частичку самого себя.
Но, режиссёр фильма "Кавказская пленница", Леонид Иович Гайдай, в творческих кругах того времени, прославился чудаком-неудачником и творил, считалось как плохой вкус.
( А теперь представьте себе подобное!)
Потому что, на фоне серьёзных фильмов о войне и нелёгкой жизни послевоенных лет, комедии Гайдая, ни к чему не призывали и обычно считались вульгарными.
Так или иначе, так и было, загляните в рекомендации худсовета Мосфильма, которые он дал после просмотра этого фильма:
"... Нине необходимо было бы придать кавказский акцент, чтобы якобы зритель понял, что похищают местную девушку..."
"... Картину суда из картины необходимо было вырезать, так как совсем нет никакой художественной и смысловой нагрузки..."
Это всё те сцены, где: "Да здравствует наш суд, гуманный суд в мире!" Или: "Садитесь", "Нет спасибо, я постою".
Как такое можно было вырезать?!
То, что фильм снят в Крыму, это знают. Почему? Да потому что там суровая Ялтинская киностудия, которая могла обеспечить необходимым оборудованием и транспортом.
Многое снимали и доснимали в Московских павильонах, например сцена свадьбы. ЗАГСом послужило московское здание, а не Алуштинское.
Сам же алуштинский ЗАГС, вернее крыльцо со ступеньками, выступило в фильме в качестве "Райодела милиции", где как раз и поймал товарищ Саахов Шурика, который бежал сюда в милицию, писать заявление о похищении невесты.
А вот сцену с рекой, снимали в окрестностях Сочи на реке Мзымта. Там три дня снимали эпизод, где главная героиня вылавливает Шурика из бурлящего потока.
Между прочим, Шурик в спальнике едва не утонул,так как вовремя не смогли подхватить и вытащить на берег. И его понесло дальше по течению. Испуганные глаза совсем не поддельны. Эту сцену и оставили в фильме. Видите, машет рукой: "Всё в порядке" это этот эпизод.
Когда Наталья Варлей попала в съёмочную группу, мужчины сразу напряглись. Ещё бы - студентка, спортсменка комсомолка, и красавица.
К тому же, Наташу сдёрнули из цирка и она на съёмки привезла почти 300 килограммов циркового снаряжения, чтобы тренироваться и не терять формы.
Правда, когда картина вышла в прокат, стало ясно, что на цирке можно было поставить крест.
Для съёмок понадобилась стрижка типа "карэ", которая потом станет популярной в Советском Союзе. (Именно из-за Варлей). Самой же Наташе пришлось состричь очень красивые волосы.
Еще больше не повезло Александру Демьяненко, сыгравшую главную роль в фильме. По жизни был жгучим брюнетом и волосы перекрасили, чтобы стал типичным рыжим студентом с исторического факультета. И, чтобы добиться в кадре яркого блондина, нещадно перекрасили. До волдырей и ожогов на коже. Спасло то, что по жизни имел густую шевелюру, а так мог бы облысеть.
Ну, и напоследок, совсем уж малоизвестный факт. У "Кавказской пленницы" могло быть продолжение! К концу шестидесятых готов сценарий, в котором товарищ Саахов попадает в тюрьму и там возглавит кружок самодеятельности. А так как Саахов по фильму, персонаж пронырливый, то концу фильма должен стать директором клуба.
Но в итоге, актеры отказались и, наверное, правильно сделали, лучше немного недоиграть, чем переиграть, как это бывает с современными фильмами-продолжениями.
Воу, воу, воу друзья, лайки, лайки, лайки, просто фуры лайков, поддержите меня подпиской на канал, делитесь с друзьями)
В комментариях обязательно напишите, как вам? и чтобы вы хотели узнать для себя чтоб я об этом написал)
Прямо сейчас подпишитесь на мой канал и вы будете первыми читать мои статьи, ведь ты КРАСАВЧИК что их читаешь!)
Друзья, с вами Вселенная кинематографа, СПАСИБО ВАМ, что были со мной, всем здоровья, ПОКА!)