Русские христианские летописцы приписывали православию на Руси апостольскую преемственность, чтобы придать Русской церкви веса. Но кто реально из апостолов проповедовал среди славян и был ли Андрей Первозванный на Руси?
В "Повести временных лет" записано, что раньше, в первые века христианства, славяне жили в Иллирии (западная территория Балкан), а проповедовал там сам апостол Павел. Значит, по мнению летописца, славяне познакомились с учением Христа уже от Павла.
"Поэтому учитель славян – апостол Павел, из тех же славян – и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель Павел".
Там же есть сказание об апостоле Андрее. Говорится, что Андрей Первозванный, брат апостола Петра, прибыв в Корсунь (Крым), и решил пойти к устью Днепра (Украина).
Он увидел горы, сказал, что там будет великий град Божий, и после на этом месте появился Киев. Потом он пошел к славянам, которые в Новгороде, увидел как они моются в бане, удивился и потом всем в Риме рассказывал об этом.
Нет никаких источников, которые бы подтверждали рассказы в "Повести временных лет", это скорее была вольная интерпретация апокрифической (неканонической) литературы, а не декларация исторической правды.
Еще до написания "Повести", византийский пресвитер Епифаний пишет "Житие Андрея Первозванного" в начале IX века, почти за 200 лет до "Повести".
Его труд интересен тем, что при написании жития он опирался на апокрифы II века, где говорилось о жизни апостола Андрея, плюсом он якобы объездил все те причерноморские и малоазиатские территории, где апостол должен был проповедовать. Там он находил предания о деятельности какого-то апостола, чьи характеристики совпадали с Андреем.
Епифаний пишет, что апостол посещал крымские территории. Другой византийский биограф пишет, что Андрей посещал северные территории Понта, где сейчас находится юг России (Краснодар, Кавказ).
Однако византийским историкам доверять нельзя, потому что Византии было выгодно создавать легенду об апостоле Андрее, чтобы обеспечить свой авторитет на фоне Рима. Ведь Рим - это город первосвященника Петра, а Андрей был не только старшим братом Петра, но и первым апостолом (Первозванный).
Тем более повествование византийских и русских писателей сильно отличается. Первые говорят о том, что Андрей после своего пути возвращается в Константинополь, а русские пишут, что в Рим, и после Рима в Синоп.
Миф о проповеди Андрея в будущих русских землях укреплялся в течение почти всей истории России. Петр I утверждает в первый и высший российский орден именно в честь Андрея Первозванного. Сегодня этот орден остается наивысшим.
Получается, что нет никаких доказательств в пользу того, что апостол Андрей мог проповедовать среди славян. Однако, скорее именно он является географически самым близким к русскому христианству.