Самые последние современные мотоциклы, часто настолько напичканы самой разнообразной электроникой, что освоить их стало сложнее чем раньше. Конечно же базовые принципы управления остались классическими – на такой байк можно без проблем сесть и поехать, но, чтобы использовать все его возможности, придется внимательно поштудировать инструкцию – там можно открыть для себя много нового и интересного. Многие из этих технологий еще пару-тройку лет назад обкатывались в WorldSBK и MotoGP, а сегодня доступны рядовым покупателям.
Многорежимная АБС
Антиблокировочная система тормозов с несколькими режимами работы, которые позволяют эффективно снижать скорость мотоцикла, уже находясь в вираже еще каких-то 10 лет назад была новинкой, проходящей обкатку только на топовых моделях байков. Сегодня она устанавливается как на спортбайки, так и на городские мотоциклы. Систему пока не ставят только на малокубатурные модели, поскольку элементы АБС утяжеляют конструкцию и плохо влияют на развесовку, но скорее всего это время тоже не за горами, поскольку производители антиблокировочных систем постоянно стремятся к тому, чтобы делать свою продукцию боле легкой, дешевой и компактной.
Еще в 2000-ых годах стертый протектор заднего колеса в сочетании с резким маневром на дороге мог легко стать причиной длительного пребывания мотоциклиста на больничной койке и даже более фатальных последствий. Сегодня от неожиданного падения из-за заноса вас спасет система контроля устойчивости, которой оснащаются все спортбайки. Она работает в паре с АБС и есле первая предотвращает блокировку колес, то основная задача второй системы – сбалансированное распределение тормозных усилий между передним и задним колесом. Похоже, что лапка заднего тормоза в будущем тоже может уйти в небытие. Благодаря системе контроля устойчивости, нажатие на рычаг тормоза задействует тормозные суппорты на обоих колесах.
Мотоэкип с подушками безопасности
14 лет назад Honda представила миру первый мотоцикл оснащенный подушкой безопасности водителя – Gold Wing 2006 модельного года. Решение стало одновременно передовым, поскольку ранее никто не интегрировал системы пассивной безопасности в байки, и в то же время – неэффективным, поскольку подушка лишь частично защищала байкера при фронтальном столкновении на низкой скорости. На более высоких скоростях мотоциклиста просто выбрасывало из седла и подушка уже никак не могла ему помочь. Однако сегодня проблема решена – конструкторы сделали выводы и интегрировали подушки безопасности не с мотоциклом, а с мотоэкипировкой байкера. Благодаря такому решению, водитель в большей мере защищен от падения с мотоцикла.
Bluetooth
Мы даже не заметили, насколько быстро этот стандарт передачи данных вошел в нашу жизнь и изменил ее. Казалось бы, совсем недавно, мы с его помощью обменивались файлами между мобильными телефонами, а сегодня он обеспечивает связь с кофеваркой, холодильником и телевизором. И даже с дивана подниматься не надо. Не меньше пользы и для мотоциклистов – беспроводная камера, гарнитура, плюс гибкая настройка подвески без необходимости доставать инструменты. И все это с экрана смартфона.
Электромотоциклы
е самый удачный пример для российских реалий, но байки с электрическим мотором начинают реально менять мир. Шутка ли! 200-300 километров пробега на одной зарядке! Пусть скоростные характеристики не настолько высоки, как у бензомоторов, но, судя по всему, электрические мотоциклы в будущем составят им очень серьезную конкуренцию. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть на динамику развития электробайков. Первый Zero S появился в 2009 году и мог проехать не более 80 километров с максимальной скоростью 112 км/ч. Zero DSR 2020 года способен преодолеть 328 километров и разгоняется до 163 км/ч. По-моему, тенденция налицо. Посмотрим, что изменится через следующие 10 лет!