Найти тему

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ХАСТ ИМАМ (ХАЗРАТ ИМАМ)

Возникновение крупнейшего архитектурного ансамбля Ташкента связано с захоронением одного из наиболее знаменитых теологов, факихов, мухаддисов и поэтов Мовароуннахра Абу Бакра Мухаммада ибн ‘Али ибн Исмаила ал-Каффал ал-Кабир аш-Шаши (904–976 гг.).

 Это была местность, орошаемая арыком Кайкаус, в X в. – часть северного пригорода шахристана «рабат-и дахил», позднее – северо-восточный район города Сибзар.  

К мавзолею Мухаммада ал-Каффал аш-Шаши на протяжении более тысячелетия не прекращается паломничество. Здание несколько раз перестраивалось, сущест- вующий мемориал был возведен от имени правителя Ташкента Науруз-Ахмада или Барак-хана. Неподалеку от мавзолея находилась чилляхана. В первой четверти

 XVI в. к югу от некрополя ал-Каффал аш-Шаши появились вначале здания двух мавзолеев, включенных позднее в состав медресе тем же Барак-ханом, известного под его именем. В 1579 г. Абдулла-хан II, не раз совершавший зийарат к могиле ал-Каффал аш-Шаши, распорядился возвести к северу от здания мавзолей над могилой потомка ал-Каффала – Шайха Баба-Ходжи. Интересно, что постройка была практически копией мавзолея великого предка. В XVI веке территория мемориально-культового комплекса была благоустроена и представляла собой парк с бассейнами (хауз) и каналами. Следующий этап строительства ансамбля приходится лишь на XIX в. В его северо-восточной части возвели большую мечеть намазгох. В 1273/1856–57 гг. напротив медресе Барак-хана было отстроено миниатюрное медресе Муй-и Мубарак, а примерно тридцать лет спустя рядом появилось здание джума-мечети Тилля-шайх.

  На рубеже XIX–XX веков, по описаниям современников, мемориально-культовый ансамбль производил огромное впечатление на посетителей. Монументальные здания были связаны аллеями, окаймленными карагачами, тополями и кустарниками. Тут и там располагались небольшие ворота – дарвозахана, зиаратхана, чилляхана, важными элементами являлись крупные хаузы, иногда с суфами вдоль берегов. С разрастанием городской территории ансамбль Хазрат Имам оказался практически в центре Ташкента.

-2

Со временем пространство между монументами заняла плотная хаотичная жилая застройка, подступавшая в некоторых случаях вплотную к стенам древних зданий. Памятники архитектуры оказались разрозненными и не воспринимались как единый комплекс, реставрационные работы проводились на них в малых масштабах.

В конце ХХ века на протяжении нескольких лет велась разработка генеральной реконструкции мемориально-культового комплекса Хазрат Имам. В 2006 году по инициативе Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова здесь были проведены работы по реставрации и благоустройству.

В процессе работ была снесена жилая застройка, на освободившихся пространствах хорошо поработали архитекторы-ландшафтники: разбиты газоны, посажены деревья, кустарники и цветы, завезенные из разных стран. Все памятники древней архитектуры отреставрированы. Берега древнего канала Кайкаус, огибающего территорию мемориально-культового комплекса с севера и востока, укреплены надежным галечным покрытием. Новые сооружения комплекса – величественная мечеть Хазрат Имам и Управление мусульман Узбекистана, воздвигнутые в восточной части комплекса, выходят на магистральную улицу Карасарай. Композиционно и стилистически они стали органичными частями этого архитектурного ансамбля. Так усилиями тысяч специалистов и мастеров получил новую жизнь главный мемориально-культовый, научный и культурный центр города, а два вертикальных минарета перед входом в мечеть Хазрат Имам подчеркивают его доминирующее положение в структуре старого Ташкента. Надписи в комплексе Хазрат Имам выполнены каллиграфами Х. Салихом, И. Мухаммадом и А. Хакбердиевым под редакцией Шайха Абдулазиза Мансура. Облицовки куполов, порталов и фасадов мечетей выполнены архитекторами, художниками-керамистами «Экспериментального керамического комбината». Установке орнаментальных панно на здания мы обязаны мастерам из Шахрисабза.

-3

-4

-5

-6

-7

Текст (источник): Архитектурная эпиграфика Узбекистана