Найти тему

Наказывать ребёнка или нет?

Практически​ ​ все​ ​ известные​ ​ психологи​ ​ небезосновательно​ ​ полагают,​ ​ что​ ​ идеальное​ ​ воспитание​ –​ это​ ​ воспитание​ ​ при​ ​ полном​ ​ отсутствии​ ​ наказаний.​ ​ с​ этой​ идеей​ можно​ согласиться,​ но​ вот​ воплотить​ ее​ не​ получается.​ ​ Попробуйте​ ​ представить​ ​ гипотетическую​ ​ ситуацию,​ ​ в​ ​ которой​ ​ отсутствует​ ​ такая​ ​ форма​ ​ воздействия​ ​ на​ ​ ребенка​ ​ как​ ​ наказание.​ ​ Ведь​ ​ дело​ ​ заключается​ ​ не​ ​ в​ ​ том,​ ​ что​ нужно​ наказать​ или​ нет,​ ​ а​ ​ в​ ​ том,​ ​ когда​ ​ и​ ​ каким​ ​ образом​ ​ наказывать.​ Любое​ ​ наказание​ –​ это​ ​ одно​ ​ из​ ​ самых​ ​ хороших​ ​ средств​ по​ воспитания​ ​ ребенка.​ Совершая​ ​ любое​ ​ воспитательное​ ​ воздействие​ (физическое​ ​ или​ ​ моральное)​ родители​ ​ обязаны​ ​ учитывать​ ​ несколько​ ​ важных​ ​ аспектов:

Аспект​ ​ первый:​ ​ возраст.

Суть​ ​ его​ ​ заключается​ ​ в​ ​ том,​ ​ что​ ​ маленьких​ ​ детей​ ​ вместо​ ​ того,​ ​ чтобы​ ​ отругать,​ ​ можно​ ​ просто​ ​ перенаправить​ ​ из​ одной​ деятельности​ ​ на​ ​ другую.​ Дошколята​ же​ ​ весьма​ ​ любопытны.​ ​ И​ их​ ​ очень​ ​ часто​ ​ ругают​ ​ за​ ​ тягу​ ​ к​ ​ познанию​ ​ Поверьте,​ ​ разобранный​ ​ будильник​ ​ или​ ​ старый​ ​ радиоприемник​ ​ не​ ​ являются​ ​ поводом​ ​ для​ ​ наказания​ ​ данной​ ​ возрастной​ ​ категории.​ Для​ ​ школьников​ ​ суть​ ​ важнейших​ ​ норм​ ​ поведения​ ​ прекрасно​ ​ понятен,​ ​ а​ ​ это​ ​ значит,​ ​ что​ ​ нужды​ ​ лишний​ ​ раз​ ​ демонстрировать​ ​ чаду​ ​ свою​ ​ власть,​ ​ просто​ ​ нет.

Аспект​ ​ второй:​ ​ индивидуальность.

Индивидуальность​ ​ всегда​ ​ нужно​ ​ учитывать,​ ​ ведь​ ​ неуверенному​ ​ или​ ​ впечатлительному​ ​ ребенку​ ​ достаточно​ ​ банального​ ​ намека,​ ​ а​ ​ упрямому​ ​ и​ ​ активному​ ​ малышу​ ​ потребуется​ ​ последовательное​ ​ воздействие.

Аспект​ ​ третий:​ ​ правильная​ ​ оценка.

Перед​ ​ наказанием​ ​ всегда​ ​ следует​ ​ выяснять​ ​ причины​ ​ детского​ ​ непослушания.​ ​ Ведь​ ​ не​ ​ всегда​ ​ плохой​ ​ поступок​ ​ есть​ ​ результатом​ ​ плохого​ ​ намерения.​ Необходимость​ ​ в​ ​ наказании​ ​ возникает​ ​ тогда,​ ​ когда​ ​ поступок​ ​ совершается​ ​ злонамеренно.​ Если​ ​ с​ ​ вышеуказанными​ ​ аспектами​ ​ все​ ​ более​ ​ или​ ​ менее​ ​ понятно,​ ​ то​ ​ возникает​ ​ вопрос​ ​ о​ ​ методах​ ​ воздействия.​ ​ Какие​ ​ существуют​ ​ и​ ​ какие​ ​ нужно​ ​ применять?​ Наиглавнейшее​ ​ ​ правило,​ ​ которое​ ​ рекомендуют​ ​ практически​ ​ все​ ​ педагоги​ ​ и​ ​ возрастные​ ​ психологи​ –​ это​ ​ максимально​ ​ творчески​ ​ подходить​ ​ к​ ​ вопросу​ ​ наказания​ ​ и​ ​ максимально​ ​ часто​ ​ менять​ ​ способы​ ​ воздействия​ ​ на​ ​ ребенка.​ ​ Один​ ​ из​ эффективных​ способов​ ​ наказания​ –​ это​ ​ лишение​ ​ таких​ ​ удовольствий,​ ​ как​ ​ кино,​ ​ покупка​ ​ игрушки,​ ​ прогулка​ ​ в​ ​ зоопарк.​ ​ Естественных​ ​ потребностей​ ​ лишать​ ​ малыша​ ​ строжайше​ ​ запрещено.​ ​ Причем,​ ​ не​ ​ на​ ​ рекомендательном,​ ​ а​ ​ законодательном​ ​ уровне.​ Порой​ ​ желательно​ ​ напрочь​ ​ отказаться​ ​ от​ ​ наказания​ ​ и​ ​ попробовать​ ​ договорится​ ​ с​ ​ ребенком.​ Кроме​ ​ того,​ ​ никогда​ ​ не​ ​ забывайте,​ ​ что​ ​ степень​ ​ наказания​ ​ всегда​ ​ должна​ ​ максимально​ ​ соответствовать​ ​ уровню​ ​ вины​ ​ и​ ​ злонамеренности.