Журналисты 20-х годов сравнивали ее с «солнечным лучом, проникшим в темную комнату». Критик Джулиан Джонсон назвал ее «первым ребенком мира», сказав, что в ней заключен дух весны, а зрителям она запомнилась как маленькая Мэри. Сегодня речь пойдет о «бриллианте немого кино» Мэри Пикфорд.
Глэдис-Мэри Луиза Смит (ее настоящее имя) родилась 8 апреля 1892 года в Торонто. Мать, Шарлотта, зарабатывала на жизнь шитьем, а отец, Джон, был разнорабочим. В семье были и младшие дети – Джон (затем взявший псевдоним Джек) и Лотти, позднее также ушедшие в кино и сменившие фамилию на Пикфорд.
Отец, вскоре после рождения Мэри, умер – причиной стал его алкоголизм. После этого Шарлотта стала держать пансион, а детей отдала в театр – в то время были популярны постановки с участием семей, где были необходимы актеры-дети. Таким образом, Мэри дебютировала на сцене в пять лет и держалась на сцене даже увереннее, чем многие взрослые актеры, а зрители были в восторге от ее искренней игры.
Пикфорд уже в те годы была невероятно целеустремленной и в 15 лет добилась аудиенции у продюсера Дэвида Беласко и вышла на более широкую сцену. В декабре 1907 года она уже дебютировала на Бродвее, сменив имя на привычное Мэри Пикфорд.
К кино девушка относилась скептически, считая менее значимым, чем театр. Однако в 1908 году она осталась без работы – постановка с ее участием сошла со сцены и ей пришлось уйти на большой экран, где, к тому же, можно было заработать больше, чем на сцене. На «Biograph Studios» Мэри познакомилась с Дэвидом Уорком Гриффитом – одним из родоначальников кинематографа. Режиссер попросил девушку изобразить парня, что Пикфорд без проблем сделала. В тот же день он снял ее в короткометражке, а к 1909 году в фильмографии юной актрисы насчитывалось более 50 коротких фильмов, что не удивительно – в то время съемки отнимали гораздо меньше времени и сил.
В 1910 году Мэри заключила контракт с другой кинокомпанией, а январе следующего года вышла замуж за актера Оуэна Мура, но их брак оказался несчастливым: Мур завидовал ставшей тогда популярной супруге и злоупотреблял алкоголем, что привело к разводу в 1920.
В 1912 году актриса вернулась к Гриффиту, а ее имя все чаще появлялось в прессе – зрители сильно полюбили «девочку с золотыми кудряшками» или «маленькой Мэри». Пикфорд отличалась интимностью исполнения, полностью отдаваясь роли и выражая эмоции глазами и мимикой, а не жестами.
Растущая популярность имела и негативную сторону: кинопоказы и постановки с участием Мэри сопровождались давками, а саму девушку часто преследовали навязчивые поклонники.
К тому времени у нее сложилось амплуа, от которого девушка не могла избавиться долгие годы: благодаря своей миниатюрности (рост Пикфорд был всего 154 сантиметра), миловидному лицу, золотым кудрям и внешней невинности ее брали на роли сироток, девочек-беспризорниц и девушек с несчастной судьбой.
Реальный характер Мэри был далек от такого образа: она обладала деловыми качествами, была предприимчива и настойчива. В 1916 году она основала собственную кинокомпанию «Mary Pickford Company», получила исключительные права на свои фильмы, а также смогла сама выбирать свои роли, режиссеров и других актеров.
В этот период выходят одни из самых известных фильмов с Пикфорд: «Бедная маленькая богатая девочка», «Гордость клана», «Маленькая принцесса», «Длинноногий папочка».
В 1919 году происходит одно из самых важных событий не только в жизни актрисы, но в истории кинематографа США: 5 февраля того года Дуглас Фэрбенкс (второй муж Мэри), Чарльз Чаплин, Дэвид Гриффит и сама Пикфорд создали кинокомпанию «United Artists», занимавшуюся исключительно прокатом фильмов.
Будучи соучредителем «United Artists» и продюсером собственных фильмов, Мэри превратилась из востребованной актрисы в одну из самых влиятельных женщин когда-либо работавших в киноиндустрии.
Первым фильмом новой компании стала «Поллианна» - снова история о добросердечной девочке-сироте, радостно принятая публикой. Сама девушка не разделяла всеобщего восторга – слишком уж она устала от однотипных ролей светлых наивных девочек.
Затем вышли трагикомедия «Мыльная пена», комедия «С черного хода», «Маленький лорд Фаунтлерой» - последняя отличилась нетипичной для Мэри ролью, сыгравшей сразу две роли – маленького мальчика и его маму-вдову, а также получила прокат в СССР.
В 1923 году, достигнув уже тридцатилетнего возраста, Пикфорд окончательно решила отойти от ролей невинных девочек-подростков и сыграла в картине «Розита» уличную певицу, в которую влюбился испанский король.
К сожалению, фильм оказался менее успешным, чем предыдущие фильмы Мэри, и ей пришлось возвратиться к привычному амплуа.
В 1926 году Мэри вместе со своим мужем посетила Советский Союз, что произвело настоящий фурор. В том же году вышел комедийный советский фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд». В него были включены реальные кадры визита Мэри, где она поцеловала одного из поклонников.
В 1928 умирает мать актрисы, и она тяжело переживает это событие. В том же году девушка срезает знаменитые локоны – при этом присутствуют журналисты и публика.
В 1929 году начинается эпоха звукового кино, и Пикфорд понимает, что ее картины вскоре будут считаться антиквариатом, но, тем не менее, экранизирует пьесу «Кокетка» и получает первый «Оскар» за главную роль в этом фильме.
Затем были экранизация произведения Шекспира «Укрощение строптивой», мюзикл «Кики» и множество других фильмов, провалившихся в прокате и не снискавших популярности ни у зрителей, ни у критиков. Это привело к тому, что в 1931 году Мэри решает уничтожить все свои фильмы, считая, что они утеряли свою ценность.
«Почему бы и нет? Ведь это я сделала их.»
К счастью, друзья, в числе которых была не менее легендарная Лиллиан Гиш, отговорили ее от этой затеи, но фильмы с ее участием все равно не были доступны американской публике до 1960-х годов.
В 1933 выходит последний фильм с участием актрисы – вестерн «Секреты» не снискал признания у публики.
В 1940-х годах она активно занималась продюсированием фильмов, но в личной жизни все складывалось не так удачно: вслед за матерью, в 1933 от алкоголизма умирает ее брат Джек, а в 1936 – сестра Лотти. К тому же, в 1936 она болезненно переживает расставание с Фэрбэнском, что привело к злоупотреблению алкоголем. Но в 1937 году она вышла замуж в третий раз – за джазового музыканта Чарльза Роджерса, с которым и прожила до конца жизни. В 1943 году они усыновили мальчика Рональда и девочку Роксану.
Последние годы жизни она вела затворнический образ жизни и лишь немногие родственники и друзья навещали ее. В 1976 году Мэри получила почетный «Оскар» за вклад в кинематограф, а также была удостоена именной звезды на Голливудской «Аллее славы».
Она скончалась в возрасте 87 лет от кровоизлияния в мозг 29 мая 1979 года.