Найти в Дзене
Adept. Образование

Учёба и внешкольные занятия: совместить несовместимое

Оглавление
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Время, когда ребёнок пошёл в первый класс, многими родителями воспринимается как переломное. Нужно выбрать хорошую школу. А ещё спортивные секции и кружки. И начать занятия в музыкальной школе или школе рисования. Или обратить внимание на танцы… Хорошо, если ребёнок на что-то ходил и до школы, но часто все эти занятия обрушиваются на первоклассника целым скопом.

Как ему со всем успевать? Поможет только грамотно выстроенный график на каждый день. О совмещении учебы и внеклассных занятий и вообще о необходимости такого совмещения мы и поговорим.

Почему важно занимать ребёнка

Большинство родителей не замедлят с ответом: «Чтобы ребёнок не болтался на улице». И будут правы! Некоторые родители, плотно загружая ребёнка, видят в этом способ спасти его от дурного влияния.

Кроме того, когда день школьника чётко расписан по часам, ребёнок волей-неволей становится дисциплинированным и собранным. Уже нет времени покапризничать с домашним заданием, если на выполнение уроков отводится всего час-полтора. Тут приходится делать всё быстро, сосредоточенно и качественно.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Так что, как бы немилосердно это ни звучало, но чем меньше у детей свободного времени, когда они предоставлены самим себе, тем лучше.

Показатель класса

Насколько организован досуг школьника и какие у него оценки в школе зависит от того, к какому классу принадлежит его семья. У детей из семей среднего класса (это люди с высшим образованием, работающие в сфере интеллектуального труда) средний уровень оценок на порядок выше, чем у детей из рабочего класса (сюда относятся люди без высшего образования, занятые физическим или сервисным трудом). А причина в том, что их внешкольное время распланировано на занятия в кружках, секциях и студиях, тогда как ученики из рабочей среды чаще проводят свободные часы в прогулках на улице.

Есть исследования, подтверждающие зависимость школьной успеваемости детей от их внешкольного досуга. Так у тех учеников, которые посещают хотя бы один кружок, успеваемость выше, чем у их одноклассников, которые никуда кроме школы не ходят. Это связано с тем, что у детей, чей досуг занят развивающими занятиями, шире кругозор и богаче жизненный опыт. Они общаются с разными людьми и участвуют в большем количестве мероприятий.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Так происходит потому, что у образованных и обеспеченных семей есть возможность создать для своих детей благоприятные условия для развития и хорошего образования. Они готовы и школу выбрать получше, даже если до неё придётся специально ездить, и платить за внешкольные занятия. Малообеспеченные семьи склонны выбирать ближайшую школу и от дополнительных занятий отказываются, если они дороги и находятся далеко от дома.

Падение роли школы

Роль современной школы сильно отличается от той, какую она когда-то играла в жизни детей. Раньше именно школа была основным источником знаний, и все ученики имели к ним равный доступ. Теперь же таких источников больше, школа отчуждается от ребёнка, а её вклад в общекультурное развитие и воспитание детей падает. Следовательно, повышается значение внеклассных занятий. Многие семьи это понимают и готовы тратить деньги и время, чтобы их дети занимались спортом, ходили на разные секции и в кружки.

Не переусердствуйте!

Конечно, загружать ребёнка дополнительными занятиями нужно, и кружки, секции и клубы – всё это хорошо… Но во всём важно соблюдать меру. Старайтесь не переусердствовать, особенно в первом классе.

Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

С началом школы на детей и так обрушивается непривычная нагрузка. Большое количество внешкольной активности может сыграть в этом случае плохую роль: перегруженный ребёнок будет хронически уставать и потеряет интерес к учёбе, а следом и ко всем своим дополнительным занятиям.

Лучше, когда всё происходит постепенно. Для учеников первого класса дополнительные занятия не должны превышать один час в день, для детей постарше длительность можно увеличить. Если вы планируете отдавать ребёнка в спортивную секцию или на кружок, постарайтесь начать занятия или до школы или подождите, пока ребёнок не адаптируется сначала к школьной нагрузке.