Легендарный репортажный фотограф Анри Картье-Брессон стал первым иностранцем, который в 1954 году, через год после смерти Иосифа Сталина, прорвался сквозь «железный занавес», получив разрешение на съёмку в Советском Союзе.
За десять недель – с июля по сентябрь 1954 года – фотограф вместе с супругой успел побывать не только в Москве и Ленинграде, но и в других советских городах, в том числе на территории Грузии и Узбекистана.
Разумеется, все передвижения Картье-Брессона по стране были под контролем. Ещё в Париже, в советском консульстве, фотографа предупредили, что негативы он должен будет проявить в СССР, из-за чего Анри пришлось вести с собой химикаты.
Снимать политические сюжеты ему запретили. Также нельзя было показывать военные объекты, железнодорожные узлы, делать городские панорамы. Но, прежде всего, Картье-Брессона интересовала жизнь простых советских людей, которые ходят на работу, в магазины, строят новые дома, занимаются спортом, проводят время на отдыхе.
Фотограф часами находился на улице, посещал крупные мероприятия, снимал на производстве, в парках, на рынках, во дворах, на пляжах, в общественном транспорте – везде, где можно было незаметно, никого не потревожив, запечатлеть советскую действительность.
Позже Анри Картье-Брессон признался, что ему удалось составить лишь фрагментарный взгляд на необъятную страну. Вернувшись в Париж, он выпустил фотоальбом «Москвичи», его снимки опубликовали журналы Paris Match и Life. Это были одни из первых западных публикаций о Советском Союзе после Второй мировой войны.
«Долгие годы Россия была загадкой в результате навязанной Кремлем изоляции, но после смерти Сталина новый режим стал пускать некоторых туристов, студентов и репортеров. И наконец, он разрешил одному из величайших мировых фотографов Анри Картье-Брессону направить свой проницательный взгляд на советскую жизнь. В результате появились фотографии, показывающие русских чрезвычайно человечными», - говорится в январском номере журнала Life за 1955 год, в котором были опубликованы снимки из СССР.
Критики восприняли работу Картье-Брессона довольно сдержано. Так, советский фотограф Валерий Генде-Роте, комментируя альбом «Москвичи», отмечал, что «это вполне доброжелательная книга состоит совсем не из одних шедевров, но все снимки, опубликованные на ее страницах, отражают фотографическое кредо автора».
Сам Картье-Брессон, вероятно, также не считал свои поездки в СССР (всего их было две, вторая – в 1972 году) успешными. По крайней мере, незадолго до смерти, отбирая фотографии для своего официального портфолио, он не включил ни одного снимка из Советского Союза.
Понравилась публикация? Подписывайтесь на канал «ФОТОМАН», оставляйте комментарии. Фото взяты из открытых источников интернета.