История эта поистине немыслимая и до сих пор покрыта тайной! Началось все в мае 1845 года, два британских корабля под жуткими названиями Erebus («Мрак») и Terror («Ужас») с 134 моряками на борту отошли от берегов Англии и направились искать Северный морской проход в Китай, вдоль побережья Гренландии, мимо Севера Канады и минуя японское море. Для того, чтобы понимать маршрут, прилагаю карту примерного маршрута:
Но примерно на середине пути, возникли трудности... Сделав остановку в Гренландском заливе в порту Диско, с кораблей сошли 5 провинившихся матросов (тем самым они спасли себе жизнь), после чего Террор и Эребус пошли дальше, вглубь Ледовитого океана.
Корпуса парусников для плавания в сложной ледовой обстановке были укреплены металлическими листами, на них же в качестве дополнительных силовых установок смонтировали снятые с локомотивов паровые двигатели. Поэтому с тонким льдом проблем не возникало. Но чем дальше заходили корабли, тем толще становился лед.
В 1845 году, после прохождения пролива Ланкастер, капитан Франклин оставил «Террор» у острова Бичи, а сам отправился на «Эребусе» дальше на север через пролив Веллингтона. У 77-ой широты им встретились сплочённые тяжёлые льды, и дальнейшее продвижение стало невозможным, пришлось вернуться назад. Первую арктическую зиму британцы встретили у побережья острова Бичи, здесь и захоронили первых трёх погибших — их могилы с надгробиями стали самым хорошо сохранившимся свидетельством бед, постигших экспедицию.
Тела Джона Торрингтона, Уильяма Брэйна и Джона Хартнелла хорошо сохранились в условиях вечной мерзлоты. Тело Торрингтона было эксгумировано в 1984 году и тщательно исследовано, что дало учёным основания предполагать, что он страдал от лёгочных заболеваний и отравления свинцом. Очевидно, перед смертью Торрингтон очень тяжело болел, его труп весил не более 40 килограмм и выглядел крайне истощённым даже со скидкой на неизбежное обезвоживание после смерти. Исследователи считают, что причиной смерти стала пневмония, осложнённая тяжёлым отравлением свинцом. Наличие тяжёлого металла можно объяснить тем, что всего лишь за 2 недели до отплытия, было поручено заказать 7000 банок мясных консервов, и, производитель, не успевая к сроку, делал все очень быстро, чтобы успеть, поэтому часть свинца попала внутрь банок...
Весной суда двинулись на запад, дойдя до входа в пролив Пил, и прошли по нему более 250 километров, но уже 12 сентября 1846 года снова вмёрзли в лёд. Вместе с ледовыми полями они начали дрейфовать, сохраняя тщетные надежды освободиться будущей весной.
Капитан Джон Франклин тяжело заболел и умер 11 июня 1847 года.
Лето 1847 года было коротким и необычайно холодным. Даже к июлю кораблям не удалось освободиться из ледового плена, вместе с ледовыми полями их прибило к острову Кинг-Вильям. Надвигалась третья зимовка, запасы продуктов, с учётом испортившихся консервов уже подходили к концу. Теперь в полный рост встала цинга — страшная болезнь мореплавателей и путешественников во все времена. Из-за отсутствия свежей пищи и витамина начинали кровоточить дёсны, выпадали зубы, ужасно болели все суставы, всё тело страшно ломило. Малейшие ранки кровоточили и гноились, не заживая вовсе. Матросы не могли работать и тихо лежали в своих гамаках, ожидая печальной участи. Прибавьте к этому голод, медленно, но верно пробравшийся в трюмы «Эребуса» и «Террора» и страшные морозы, поджидавшие их снаружи. Картина была печальной. В ходе этой третьей зимовки погибли 20 человек.
Когда в апреле 1848 года стало ясно, что освободиться изо льдов не удастся, а спасения ждать неоткуда, оставшиеся в живых офицеры решили вести около 100 уцелевших на юг к цивилизации. А до ближайших поселений, где, вероятно, могли находиться белые люди, было более 1800 миль по крайне негостеприимной арктической пустыне Северной Канады. Бросив намертво вмерзшие в лед корабли, они тащили за собой шлюпки на санях, палатки, печки и скромный запас провизии. Но это был их последний путь, никто из оставшихся не выжил, люди погибли в страшных условиях от холода, болезней и голода. Когда еды совсем не осталось, приходилось есть сперва сапоги и ремни, а потом и умерших товарищей (Этому есть свидетельства в виде следов от ножей на костях). Останки моряков находили на протяжении следующих 150 лет.... Опрошенные в свое время местные аборигены в один голос утверждали, что видели группу из нескольких десятков «белых людей», умерших от голода в устье крупной местной реки Бак.
Экспедиция Франклина своей цели не достигла. Северо-Западный проход нашли много позднее. Впервые этот проход был успешно пройден норвежским полярным исследователем Руалем Амундсеном много позднее — в 1903-1906 годах на небольшом шлюпе «Йоа». Ему же удалось покорить Южный полюс в 1912 году, навсегда вписав своё имя в историю полярных исследований.
Для полного понимания случившегося с пропавшей экспедицией Франклина ученым не хватало только одного — найти ее пропавшие корабли. Десятилетия бесплодных поисков завершились совсем недавно. В 2014 году к югу от острова Кинг-Уильям на глубине в 11 метров был обнаружен «Эребус». Канадцы подняли на поверхность его судовой колокол и одну из десяти пушек.
3 сентября 2016 года нашли и «Террор». Корабль прекрасно сохранился и был законсервирован его командой: все двери, окна и другие отверстия были аккуратно закрыты. Оставление судна считалось в королевском флоте тяжким преступлением, и экипаж, по всей видимости, не терял надежды вернуться к нему. Спасения «Террор» не дождался, в конце концов затонув в бухте, носящей теперь его имя, к юго-востоку от побережья Кинг-Уильяма.
На основе этой истории был написан роман "Террор" Дэна Симмонса и снят сериал "Террор" (Рекомендую к просмотру)