Найти тему
Евгений Трифонов

Почему Тайвань не хочет быть Китаем

Государство, расположенное на острове Тайвань, называется «Китайская республика». Когда в 1949 г., после гражданской войны в Китае, власть захватили коммунисты, на острове удержалось правительство партии Гоминьдан, бывшее на тот момент законным и даже одним из основателей ООН наряду с США, СССР, Великобританией и Францией. Однако realpolitik победила, и постепенно большинство стран мира признало законной властью в Китае правительство коммунистов, т.е. КНР. И правительство в Пекине, и альтернативное правительство в Тайбэе считают себя законной властью всего Китая, но в последние десятилетия на Тайване усиливается движение за провозглашение острова самостоятельным государством, не претендующим на общекитайский статус. На последних выборах президента Тайваня сторонники «декитаизации» Тайваня во второй раз одержали убедительную победу: за независимость, т.е. «не-китайскость» Тайваня проголосовало 57% избирателей.

Что же представляет из себя Тайвань – просто ли это мятежный китайский остров, не желающий коммунизма, или всё сложнее?

Коренное население Тайвания – племена гаошань – родственны не китайцам, а филиппинцам.

Гаошань
Гаошань

Хотя на острове с незапамятных времён существовали колонии китайских поселенцев, а также время от времени появлялись китайские военные экспедиции, только в 1335 г. Монгольская империя, владевшая Китаем, создала ведомство для управления Тайванем. Собственно китайцы контролировали остров с конца XIV века – после падения Монгольской империи. Но китайцев на острове было немного, и его связи с Китаем оставались спорадическими.

В XVI веке на Тайване обосновались португальцы, зазвавшие остров Формозой (Прекрасной); затем там появились испанские и голландские крепости. В 1628 г. в приморских провинциях Китая разразилась сильнейшая засуха, и на Тайвань хлынул поток китайцев. В 1662 г. китайские повстанцы вытеснили с острова голландцев (португальцы и испанцы покинули его раньше), но культурное влияние европейцев частично сохранилось: часть аборигенов-гаошань и китайцев приняли христианство и некоторые европейские обычаи. Только в 1683 г. Тайвань был окончательно присоединён к Китаю, которым правила маньчжурская династия Цин.

Население острова к тому времени состояло в основном из китайцев и китаизированных аборигенов, хотя гаошань составляли большинство в восточных, горных районах острова, а смешанное население сохраняло элементы как туземной, так и европейской культуры. Поэтому контроль династии Цин был непрочным: в 1721, 1787, 1830 и 1853 гг. на Тайване происходили массовые восстания; остров превратился в центр пиратства и стал настоящим логовом антиправительственных тайных обществ, известных как Триады.

После японской военной экспедиции на Тайвань в 1874 г. китайские власти начали довольно энергично осваивать остров, опасаясь его потерять: там были проложены шоссейные и железные дороги, появились телеграфные линии. Однако даже в 1890 г. 55% территории острова не контролировалось китайской администрацией и управлялось местными племенами. Время было упущено: в 1895 г. после поражения в войне с Японией остров стал владением этой страны.

Вступление японцев в Тайбэй
Вступление японцев в Тайбэй

Поначалу Япония превратила Тайвань в обычную колонию: для островитян был написан отдельный колониальный кодекс, похожий на аналогичные английские документы, при помощи которых Великобритания управляла индийскими княжествами. Местные китайцы отреагировали на японскую аннексию восстанием и провозглашением республики: японские войска подавили восстание, проявив свойственную им жестокость. Сопротивление китайцев было настолько массовым, что в 1897 г. парламент Японии даже обсуждал план продажи острова Франции, но Париж отказался от сделки.

Колониальная администрация жестокими мерами навела на острове порядок (подавляя сопротивление, японцы убили 14000 тайваньцев, или 0,5% населения), но начала вкладывать большие средства в развитие сельского хозяйства и перерабатывающих производств. Хотя заработки тайваньцев были очень низкими, исчезла массовая безработица и крайняя нищета, прекратились разбои и беззаконие, появились первые школы и больницы. Впервые проводилась вакцинация населения, в городах строились водопроводы и канализация, искоренены малярия, чума, туберкулёз и холера. В результате к 1902 г. повстанческая борьба на острове прекратилась, и после последнего восстания 1907 г. наступило спокойствие. Японские власти энергично боролись с наркоманией: количество наркоманов в 1905 г. составляло миллион человек (1/3 населения), а уже к 1921 г. уменьшилась до 45 832 (1,3% населения).

С аборигенами-гаошань оказалось труднее: сопротивление некоторых племён было подавлено только к 1933 г., причём против повстанцев японцы использовали авиацию (всего с 1896 по 1933 г. аборигены убили 7081 японца). Однако и ассимиляция аборигенов, не считавших себя китайцами, продвигалась быстрее, чем японизация китайцев.

В 1918 г. премьер-министром Японии стал Хара Такаси, выдвинувший идею японизации Кореи и Тайваня: корейцы и тайваньцы должны были полностью интегрироваться в японское общество. Вместо военных губернатором острова стал гражданский политик Дэн Кэндзиро, приступивший к политике японизации.

На Тайване были отменены телесные наказания и вообще распространены японские законы. Остров покрывался сетью дорог, учебных и медицинских учреждений. Населению прививался японский язык, обычаи и одежда, активно проповедовался синтоизм. Тайваньцы получали японские имена и фамилии. Выучившие японский язык и перешедшие на японский образ жизни тайваньцы получали полноценное гражданство Японии. В 1935 г. на острове прошли выборы в местные органы власти; тайваньцы приобщались к демократии (ограниченной, как и в самой Японии того времени): на острове легально действовала местная Тайваньская народная партия и независимые общественные организации, а в парламенте Японии появились депутаты-тайваньцы.

К 1944 г. на Тайване насчитывалось 944 начальных школы, в которых обучалось 71,3% тайваньских детей, а охват детей аборигенов достигал 86,4%. Это ненамного уступало показателям самой Японии. На острове активно внедрялась современная культура: повсеместно строились кинотеатры, студии звукозаписи и т.д. Появились тайваньские журналисты, актёры, художники и писатели – была даже Ассоциация тайваньской литературы и искусства.

За 49 лет японского владычества население Тайваня выросло с 3 до 6,09 миллионов человек.

Тайвань превратился в крупного поставщика риса и сахара в Японию. На острове были осушены огромные болота, а строительство гигантской (по меркам того времени) ГЭС стало гордостью японской экономики. Все города острова (около 70) были полностью перестроены японскими архитекторами.

Во время Второй Мировой войны 207 183 тайваньцев служило в японской армии, 30 тысяч из них погибли. Из числа аборигенов японское командование сформировало отряды спецназа – «волонтёров Такасаго», сыгравших большую роль в военных действиях в горах и джунглях. До сих пор в японской традиции эти коммандос считаются самыми храбрыми японскими солдатами за всю историю – они особо почитаются на ежегодных церемониях в «военном» храме Ясукуни. Именно они после окончания войны годами и даже десятилетиями скрывались в труднодоступных районах, отказываясь сдаться. Самым известным волонтером Такасаго является Теруо Накамура (урождённый Аттун Палалин), который сдался на острове Моротай в Индонезии в декабре 1974 г.

Волонтёры Такасаго (Тайвань)
Волонтёры Такасаго (Тайвань)

При этом тайваньские женщины (больше аборигенки, чем китаянки) использовались японцами в качестве секс-рабынь, подобно кореянкам, филиппинкам и китаянкам. Тайвань в конце войны подвергался ожесточённым бомбардировкам американской авиацией; примерно половина предприятий острова было разрушено.

2 сентября 1945 г. Япония капитулировала, и Тайвань вернулся в состав Китая. Как оказалось, ненадолго.

Тайваньцы, и до японской аннексии отличавшиеся от других китайцев, подверглись очень сильной японизации – показательно, что антияпонское сопротивление прекратилось ещё в самом начале ХХ века. Возвращение в лоно отсталого, неорганизованного, чудовищно коррумпированного Китая оказалось для тайваньцев шоком. Администрация первого китайского губернатора Чэнь И была невероятно коррумпированной; прибывшие с материка чиновники относились к тайваньцам с ненавистью и презрением. В 1947 г. бессудные аресты и даже убийства торговцев сигаретами агентами правительственной табачно-винной монополии вызвали восстание в Тайбэе, перекинувшееся на все крупные города острова. Коммунисты утверждают, что восстание проходило под коммунистическими лозунгами, но это не так. «Местные лидеры сформировали Комитет по урегулированию, который представил правительству список из 32 требований по реформированию управления провинцией. Они требовали большую автономию, свободные выборы, сложения оружия армией, прекращения коррупции. Рассматривалось также обращение в ООН с тем, чтобы передать остров под международный мандат, поскольку переход Тайваня под юрисдикцию Китайской республики не был формально оформлен какими-либо международными актами. Тайваньцы также требовали представительство на грядущих переговорах о мирном договоре с Японией. Политические взгляды восставших были самыми разными. Так, некоторые группировки, в том числе партизанская «Бригада 27» с оружием, похищенным с военных баз в Тайчжуне, придерживались коммунистической идеологии» (Инцидент 228. https://mirinteresen.net/1607-incident-228.html).

Для его подавления Китаю пришлось перебрасывать войска с континента. От 10 до 30 тысяч человек погибло. Каратели действовали с жестокостью, по сравнению с которой отношение к ним японцев казалось тайваньцам гуманным.

Террор гоминьдановцев на Тайване
Террор гоминьдановцев на Тайване

В 1949 г. Гоминьдан проиграл войну с коммунистами, и правительство маршала Чан Кайши бежало на Тайвань. На остров бежало 2 миллиона человек, в т.ч. около 300 тысяч солдат разгромленной армии. После эвакуации Гоминьдана население Тайваня сразу увеличилось на 1/4, причём это были чужие для тайванцев люди – с совершенно другой культурой, говорящие на непонятных диалектах.

Тайвань стал «Китайской Республикой», а Чан Кайши до самой смерти в 1975 г. – её бессменным (и авторитарным) президентом. Гоминьдан долгие годы лелеял надежду на вооружённое возвращение в Китай: в Тайваньском проливе неоднократно происходили морские и воздушные бои между армиями Китая и Тайваня; тайваньские войска активно участвовали в Корейской и Вьетнамской войнах – разумеется, против коммунистов. США обеспечивали независимость Тайваня при помощи своего 7-го флота, постоянно базировавшегося в Юго-Восточной Азии.

Тайвань в 1950-60-е гг. был абсолютно милитаризированным обществом, на острове было постоянное военное положение, демократия отсутствовала. Остров развивался по инерции: сказалась высокая грамотность населения, оставшаяся со времён японского господства, а также многочисленные предприятия, построенные в то время. В середине 1960-х гг. администрация Чан Кайши поняла, что возвращения на континент можно не ждать, и занялась экономическим развитием.

И тут сказались результаты японского правления: экономика Тайваня начала расти головокружительными темпами (японское наследие сыграло такую же роль и в Южной Корее, которая тоже за счёт высокого образования и привитой японцами дисциплины быстро достигла поразительных результатов в экономике).

Современный Тайбэй
Современный Тайбэй

После того, как в 1972 г. Тайвань лишился места, отведённого Китаю в ООН, и США признали КНР единственным китайским государством, тайваньцам стало ясно, что надеяться на отвоевание континентальной части страны невозможно. Курс на военное противостояние переменился на курс на всестороннее развитие, хотя тайваньская армия остаётся очень многочисленной, а военные расходы – одними из самых высоких в мире.

В 1986-87 гг. политическая система Тайваня была демократизирована, и сразу выяснилось, что противоречия между коренными тайваньцами и потомками беженцев 1949 г. никуда не делись. Первые создали Демократическую прогрессивную партию (ДПП), выступающую за независимость острова и разрыв с Китаем; вторые поддерживают Гоминьдан, который считает остров неотъемлемой частью Китая и готов пойти на уступки коммунистам, хотя и требует от них гарантий собственного политического выживания.

Китай считает Тайвань мятежной провинцией, и неоднократно заявлял о немедленном начале войны в случае объявления островом независимости. Тайваньцы, привыкшие к высокому уровню жизни (он составляет $55 тысяч на душу населения – в 6 раз выше, чем в КНР) и к демократии, категорически не желают подчиняться Пекину: в этом едины и сторонники ДПП, и приверженцы Гоминьдана. По данным социологических опросов 2019 г., 80% тайваньцев против подчинения острова Пекину в любой форме, и они готовы пожертвовать благополучием ради свободы. Другое дело, что гоминьдановцы (потомки китайских переселенцев) хотят в какой-то форме зафиксировать китайскую этничность Тайваня, а коренные тайваньцы (сторонники ДПП) готовы объявить себя отдельной нацией – настолько велики их культурные отличия от китайцев.

Показательно, что в 1980-е гг., когда власти Тайваня сняли ограничения на показ японских фильмов, продажу японских газет и книг, а также приглашение японских театров, музыкантов и других деятелей культуры (ранее всё это было запрещено из-за ненависти Гоминьдана к бывшему военному врагу – Японии) Тайвань был охвачен девятым валом японофилии. Оказалось, что тайваньцы сохранили очень высокую склонность ко всему японскому, несмотря на послевоенные запреты.

События 2019 г. в Гонконге, население которого (100% этнические китайцы) взбунтовались против ползучей коммунизации, оказали большое воздействие на тайваньцев. Даже китаефилы-гоминьдановцы стали опасаться, что любая форма объединения с «материком» приведёт к грубому поглощению их процветающего острова тоталитарным режимом. Стремление к независимости Тайваня резко усилилось.

«На парламентских выборах Тайваня 11 января [2020 г.] победила Демократическая прогрессивная партия (ДПП), а ее лидер Цай Инвэнь в тот же день снова одержала уверенную победу на выборах президента. Правящая партия, как и сама Цай, решительно выступают за самостоятельность острова, и единственное, что мешает им официально объявить о независимости, - угроза неминуемого китайского вторжения» (Максим Шанин «Китай, уходи!». Lenta.ru, 13.01.2020).