Анализ фильма "Холоп". Осторожно, сплошные спойлеры.
6 января посмотрел фильм «Холоп». Заинтересовался я им, когда мой наставник выразил своё восхищение фильмом – красота русской природы, подбор актёров, идея психологического исправления человека…
И я получил сполна то, на что рассчитывал, и даже больше.
Метод «психолога-реконструктора», коего играет «звуковик» Охлобыстин, очень напоминает механику кармы: испытуемому предъявляют неотвратимость воздаяния за любой его поступок, помочь себе он может только сам, а наиболее важные уроки повторяются так, что он смотрит со стороны на поступки, которые совершал сам. Чтобы удалить всякую связь с привычным миром, где испытуемый мог бы воззвать к системам, в коих привык жить, создаётся исправительный участок пространства-времени, выход из которого запрещён. Наиболее непохожий на старую жизнь испытуемого, но гармонично вписанный в окружающее пространство и схожий с традиционным укладом местности.
В исправлении «холопу» помогают не только люди. Ранние подъёмы и физический труд, здоровая растительная пища и отсутствие отвлекающих сигналов в виде технических устройств тоже благоприятствуют его перевоспитанию. Традиционный праздник «Иван Купала», хотя и срежиссированный, взывает к родовой памяти через создание общего психического поля веры в происходящее. Великолепная русская природа... тут и сказать нечего, одно восхищение. Даже нестыковки и противоречия (вроде странно летающей хищной птицы) объясняются через разницу мировосприятия героев, а проверить эти слова самостоятельно наш герой пока не умеет – не обучен.
И «чувство Родины» в герое проснулось. Не случайно он вместо «заданной по сценарию» красавицы-дворянки Аглаи, которая спасла его от «смерти» (а он её), влюбился в работящую и чистую Лизу. Потому что осознал своё место в этой системе – низкорождённому не подобает заглядываться на высокородную, труженику не подобает жить с тунеядствующей. А все соблазнительные предложения Аглаи он не воспринял, потому что они были наиграны, в то время как Лиза полюбила его по-настоящему, и он это почувствовал. В пространстве игры Аглая получила «своё» - её обнаружили совокупляющейся с мужчиной, который играл её брата. Безстыдство этого случая явно и для прошлого, и для настоящего, потому «холоп» никак не заподозрил неладное, когда дворянская парочка исчезла прочь из поместья. Донесли барину, видать, он и осерчал на такое похабство. Вот только «барин» в этой системе не тот, кто живёт в особняке посреди имения, а тот, кто управляет всем процессом издали с мельницы, как колдун.
«Тот, кто хочет уметь управлять, должен научиться хорошо служить» - одна из идей фильма. Отец главного героя, который отдал его на перевоспитание, сперва ненавидит сына, потом начинает сопереживать его неудачам и успехам, и в конце принимает его в семью. Для себя отец тоже уяснил важное: его связь с женщиной, которую он считал незначащей, оказалась для него судьбоносной, и поэтому он заслуженно выразил этой женщине благодарность, сделав её своей женой. Он – высокоранговый богач, она – профессиональный режиссёр, то есть их уровень желаний примерно схож по размеру. Сам отец тоже проводит много времени на природе, вдали от городской суеты, что обостряет его восприятие и позволяет понять правду. Но всё же главный урок ему преподал «психолог», который открытым текстом заявил: «Женщина, которая ради тебя согласилась жить с комарами, спать по четыре часа и сотрудничать с бывшим мужем, которого терпеть не может? И ты веришь, что она с тобой только ради секса и денег?»
То, что в конце «мажор» подарил царским жестом свою дорогущую машину полицейскому, которого сбил в пылу невежества, отражает глубину его раскаяния и отвращение к «орудию преступлений» его прошлой жизни. Он-то себе ещё купит, а вот полицейский, как член государственной системы, получает через себя пожертвование, уровнем соответствующее всей его системе. Отец героя ранее отдал много денег, чтобы «умаслить» полицию и выкупить свободу сына, обеспечил стражей порядка всем необходимым – то есть он, позволяя члену своей семьи вредить порядку, одновременно отдаёт дань на поддержание порядка в городе для других семей, за что и остаётся на своём месте.
А в конце фильма имеется забавная «пасхалка». Гриша, как мы видим, решил посмотреть на «театр кармы» ещё и сознательно, наблюдая за перевоспитанием другого мажора. Это показывает его интерес к тому, каким же образом над ним сыграла судьба, жажду знания. Но одновременно и желание мести, воздаяния той паразитической среде, которая выучила его быть безответственным и жестоким. А в роли нового мажора… Рома Жёлудь, кумир молодёжи и стильный мерзавец. Тащить его по грязи на верёвке приятно и самому Гришке, и зрителю, который узнаёт лицо мажора… Так что через фильм «Холоп» ещё и снимается неприязнь людей к «золотой молодёжи», через чувство «Вот вас бы так всех, правильно приложили!»
«Янки из Коннектикута» из Гришки не получился: он слишком мало понимает в мироустройстве. «Попаданец», который изначально наделён мистическими возможностями и побеждает по умолчанию – это тоже не тот образ, который нужен режиссёру. Подвиг свой совершить Гришка должен сам. Для этого ему даже заготовили «путешествие во времени» в виде внезапного приезда «монголо-татар», которые берут дань. От изумления и страха Гришка и не вспоминает, что в поместье-то есть барин, которому полагалось бы разобраться с этим. А все знания по истории в его голове и вовсе малы настолько, что XIX и XIII век для него одинаково далеки и непонятны. Он заметил только одного мужика, который воспротивился татарам: «А тебя я в деревне раньше не видел…» Но понять подвох ему не дали, «обезглавив» этого мужика после картинного поединка. «Голова непохожая!» - шипят постановщики, но нужный эффект произведён, и Гришка верит, что ему вновь грозит смерть. Что и пробуждает в нём желание защитить то, что дорого, хотя и позже, чем следовало бы… Пока Гришка трясётся и решает, всё вокруг замирает, «киношность» уже почти не скрывается. Мир для него сейчас замер... и сценический мир услужливо замирает, чтобы не спугнуть момент истины. Но решение пришло вовремя, и Гришка на силе своей веры «вернулся в своё время» так, как было бы естественно для сказки, а не с грубым сломом игры через появление полиции. Полиция своё тоже получила: странное действо – это «корпоративный свадебный фильм», и Охлобыстин тут совсем не лжёт. Он этим «фильмом» соединил даже не одну пару (которую и предъявляет оперативникам), а две – вторая пара в лес ускакала. Это вдобавок «пролом четвёртой стены», потому что зрители смотрят фильм про любовь, и Охлобыстин озвучивает и их мысли.
В общем, этот фильм я однозначно рекомендую к просмотру всем, кому интересна тема преобразования мировосприятия.