Найти тему
COLORIT Media

Исповедь священника

Мы поговорили с человеком, которого кто-то уважает, кто-то боится, кто-то не понимает и вряд ли поймет. Но с кем-то он находится в самые важные моменты жизни.

Отец Сергий, служитель Храма Сошествия Святого Духа, рассказал о жизни священника, предрассудках, равноправии и выборе.

Почему вы решили стать священником?

Вся жизнь с детства была направлена на это. Обычно в религиозном понимании это называют промыслом божьим. Я родился в православной семье, но мои родители не из тех, кто заходит в храм каждый день — только в большие праздники. Однажды мы с мамой зашли в простой, внешне ничем не привлекательный храм, и меня настолько заворожила атмосфера, что в следующий раз я сам попросил ее пойти туда. Батюшка, видимо, заметил мой тихий восторг и в тот день впервые позвал меня помогать в алтаре. Это было во втором классе, и с того времени я старался большую часть времени проводить в храме.

Получается, это было ваше самостоятельное осознанное решение пойти по религиозному пути?

Да, осознанное решение. Как и в любой другой профессии, человек может служить и богу, и людям.

-2

Как отнеслись родители к вашему желанию?

Папа у меня водитель-нефтяник, а мама — учитель трудов в школе. Большинство мужчин в нашем регионе работает в нефтяной сфере. У папы на мой счет был расписан целый бизнес-план. Он хотел, чтобы я сначала поступил в один университет, потом в другой, а затем после выпуска устроился бы на работу, стал большим начальником в нефтяной компании и только сидел и подписывал бумаги. Но все пошло не по плану. Конечно, какое-то время у него был шок, но в итоге отнесся с пониманием и даже уважением. Мне кажется, родители с детства понимали все, потому что, когда ребенок сам просится в воскресенье в единственный выходной с утра в храм — это неспроста. И объяснить действительно сложно.

Расскажите об обучении.

До девятого класса учился в обычной школе, затем поступил в православную гимназию в Ярославской области, в месте, где родился Сергий Радонежский. В гимназию в другой город провожали со слезами... радости. После вернулся в Татарстан, поступил в Казанскую Духовную Семинарию, где закончил бакалавриат и магистратуру. Затем был рукоположен дьяконом (Прим.ред. — Дьякон – помощник священника при совершении церковной службы), и четыре года назад на литургии (Прим.ред. — Литургия – богослужение, включающее духовные песнопения), в день, когда освящали храм, стал священником.

-3

За все эти годы рождались ли у вас сомнения в правильности решения посвятить жизнь Богу?

Сомнений не было никогда. Я всегда считал это своим путем. Было сложно, но по-своему. Например, в любом другом учебном заведении ты отучился и пошел заниматься своими делами, а у нас специфика предполагает жить в семинарии.

Много ли поступающих в семинарию?

Думаю, как и в любом другом учебном заведении. Люди разных возрастов учатся там. Помню, пришел мужчина, и мы сразу прозвали его пенсионером — у нас у многих свои клички.

А как насчет тех, кто посвятил всю жизнь служению, а затем бросил свои убеждения и сделал выбор в пользу светской жизни?

Конечно, много и таких. И среди монахов такие есть, но лукавый не дремлет, у любого есть свои соблазны и искушения.

Помню, был священник, который к 80 дослужился до архимандрита и потом влюбился и ушел к какой-то бабушке.

Можно ли одной из причин ухода назвать заработную плату?

Конечно, мы же все довольствуемся разным. Кто-то на велосипеде до работы добирается, а кто-то на машине, которую каждые полгода зачем-то меняет. Может, из-за гордыни с завистью? Или из-за неуверенности в себе? Священники получают немного, но они понимают, на что подписываются. Говоря о Казани, средняя з/п – 15 тысяч. В основном, мы живем на требах (Прим.ред. — Требы — богослужения, совершаемые по требованию и просьбам верующих и не входящие в суточный богослужебный круг), на добрых людях, которые помогают. Если выбрал этот путь, то нужно служить и в деревне в старом храме, и в городе в красивом храме; и когда 200 человек на службе, и когда никого.

-4

А переизбытка кадров нет?

Поступает достаточно человек, но заканчивает не каждый. Например, поступило 20, а закончило 7. И это нормально. Не думаю, что в Казани есть переизбыток.

Некоторые профессии обесценивают. Встречались ли Вы с таким отношением?

Есть такой термин «выгорание священства». Даже у авторитетных священников такое чувство есть. Пока у меня такого не было. Надо стараться просто служить, заниматься своим делом.

Как проходит ваш день?

Подъем в пять утра. Готовишься к службе, готовишь проповедь. Потом сама служба. После уходишь на требы. С 14:00 до 16:00 обычно есть время для своих каких-то дел, но не всегда. Иногда вообще этого времени нет, и после треб сразу проводишь вечернюю службу. У настоятелей жизнь другая, они еще занимаются и административными вопросами. Также есть приходские занятия. Обычно к 20:00 или 21:00 можно быть свободным.

-5

Как жена относится к такому режиму?

Матушка изначально должна понимать этот образ жизни. Бывает, на выходные мы что-нибудь планируем, например, поехать куда-нибудь на природу, а мне может позвонить человек с просьбой исповедать своего близкого перед смертью. В таком случае я обязательно должен приехать и причастить этого человека. Все планы рушатся. Если матушка понимает это, то священнику от этого большое счастье.

Татарстан называют местом, где мирно уживаются все конфессии. Так ли это?

Думаю, так и есть. У меня много друзей-мусульман и последователей других учений, и мы прекрасно общаемся. Хочется, чтобы так было всегда.

А встречались ли Вы с враждебным отношением?

Очень часто, не пообщавшись со священниками, многие основываются на том, что прочитали или посмотрели — и делают неверные выводы.

Люди во всё это охотно верят, потому что так намного проще.

На самом деле стоит познакомиться с нами и понять, что мы такие же, нечего нас бояться. Иногда идешь в подряснике по улице и люди крестятся, чуть ли не сам Иисус идет. Или же за три километра отходят. Из веселого: иногда мне страшно ехать в лифте. Спускаясь, на меня могут натолкнуться люди. Как видят меня, так сразу отпрыгивают на метр с испуганным взглядом. Всегда теперь думаю, как бы не напугать, предупредить, что я тут еду. А то многие считают, если едет священник, значит, кого-то хоронят, сразу мрачные становятся. Дом на ноги поднимают. Но, бывает, и просят благословения.

-6

Часто в фильмах и сериалах священников показывают не с лучшей стороны: коррупционерами, лжецами и неприятными людьми. Насколько это правда?

У всех по-разному. Кто-то где-то что-то услышал или знал кого-то, кто имел такой грех и делает выводы насчет всего института церкви.

В семье не без урода.

И из-за одного исключения делают такой образ всему священничеству.

Вы встречались с такими исключениями?

Да, но они надолго не задерживаются. Поучать людей, а самому вести другой образ жизни — очень сложно. И в конце концов такие люди уходят. Обычно в семинарии уже понимаешь, как оно все есть.

Храмы держатся на пожертвованиях и благотворителях, а есть ли поддержка со стороны государства?

Обычно это какие-то гранты. Можно выиграть грант на организацию воскресной школы, например.

Сейчас появилась платформа «Батюшка онлайн», что это за проект?

В разное время у церкви было разное положение, и сейчас в век информационных технологий молодому человеку удобнее зайти в интернет и что-то узнать. Бывает психологически тяжело подойти вживую и задать вопрос, и поэтому «Батюшка онлайн» — отличная вещь. Такой подход не всегда правильный, но если человеку так спокойнее, то почему бы нет — церковь должна идти в ногу со временем. Хотя среди священников есть такие, кому это не нравится «вот мол, что придумал, ведет какую-то страницу…», а сам попробуй ее повести. Если получается, появляются подписчики и лайки, значит священник ведет людей ко спасению.

А может ли церковь как сооружение исчезнуть?

Церковь нужна для проведения таинств, и самое важное — литургия. Человек может посмотреть ее по компьютеру, а исповедоваться и причаститься так не получится. Надо обязательно присутствовать на службе.

-7

Сейчас в сети можно увидеть проекты церквей в стиле постмодерн. Как относитесь к таким новшествам?

Есть определенный канон, которого нужно придерживаться, все остальное дело вкуса. Мода очень разная. У нас старой постройки церковь, и многие храмы сейчас восстанавливаются такими, какими они были изначально.

Религия должна прививаться с детства?

Да, должна. Обычно же все идет от семьи.

Если ребенок священника выбирает другую религию или становится атеистом?

Нужно молиться о его вразумлении, чтобы он исправился, осознал и стал верующим. Если говорить об окружении, осуждать плохо, но сделать какой-то вывод люди могут. Считается, если родился в православной семье, должен придерживаться этого верования. Семья — малая церковь, и надо своим примером воспитывать это в своих ближних.

Среди моих знакомых есть семья священника, и от его матушки я часто слышу, что женщина должна воспитываться и быть покорной. Согласны с этим?

Когда девушка выходит замуж, она выбирает не священника, а человека со своим характером и особенностями. Также многое зависит от семьи девушки, для нее семья, в которой она родилась — пример. У священников разные семьи, у всех свои порядки. И патриархат, и смиренность должны быть уместными. Важна мудрость обоих.

-8

Каких чудес Вы были свидетелем?

У нас они обычное явление. Мы уже проснулись, и это чудо. Мы не обращаем сейчас на это внимание. Читая Евангелие, конечно, хочется таких чудес, когда чихнул, перекрестился и исцелился. Иногда такое случается, но не всегда. Например, у кого-то головная боль проходит, когда приходят сюда. Или должен умереть человек через 2 месяца, а нет, живет уже 12 лет. Это ли не чудо?

Как вы определяете цель своей жизни?

Достичь Царства Небесного. Быть безгрешным, работать над мыслями и помогать людям.

Беседовала Рита Саха

Редактор: Никита Романов

Фото: Егор Яшин