УДК 796
Палагота Роман Андреевич
Ставропольский государственный педагогический институт
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ИЗБЫТОЧНОГО ВЕСА У ШКОЛЬНИКОВ
Palagota Roman Andreevich
Stavropol State Pedagogical Institute
THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN THE PREVENTION OF OVERWEIGHT IN SCHOOL CHILDREN
Аннотация
В данной статье рассмотрены основные причины избыточного веса у школьников. Рассмотрены положительные стороны профилактики избыточного веса при помощи занятий физической культуры. Приведены результаты исследования специалистов научно-исследовательского института питания Российской академии медицинских наук по избыточному весу и ожирению среди российских школьников. Дана оценка роли физической культуры в профилактике избыточного веса. С целью снижения избыточного веса у школьников разработан комплекс упражнений.
Abstract:
This article discusses the main causes of overweight in school children. The positive aspects of the prevention of excess weight with the help of physical training are considered. The results of a study by specialists of the research Institute of nutrition of the Russian Academy of medical Sciences on overweight and obesity among Russian schoolchildren are presented. The role of physical culture in the prevention of overweight is evaluated. A set of exercises has been developed to reduce overweight in school children.
Ключевые слова: избыточный вес, ожирение, двигательная деятельность, физическая культура, спорт
Key words: overweight, obesity, motor activity, physical culture, sports
В современном обществе проблема избыточного веса является одной из актуальных проблем здоровья школьников. Определённые факторы риска избыточного веса школьников являются управляемыми: низкая физическая, нерациональное питание, активность стрессы. [5, с. 83]
От избыточного веса страдают свыше четверти российских детей. Специалистами научно-исследовательского института питания Российской академии медицинских наук были проведены исследования, которые касались распространённости избыточной массы тела и в последующем ожирения среди российских школьников. По результатам исследования было выяснено, что около 20,0% детей имеют избыточный вес, а более 5,0% страдают от ожирения различной степени (рис. 1). [8]
Рисунок 1 – Результаты исследования
Проблема, связанная с избыточным весом у детей из года в год увеличивается, и приобретает глобальные размеры. У ребёнка избыточный вес и ожирение вызывают большое количество проблем. Помимо того, что избыточный вес у детей создаёт угрозу с возрастом усилиться и перерасти в ожирение, оно является главной причиной детской гипертонии, способствует увеличению давления на суставы, которые несут весовую нагрузку, увеличивает вероятность развития коронарной болезни сердца, понижает веру в себя и оказывает влияние на взаимоотношения с ровесниками. Как нам видится, самыми серьёзными последствиями избыточного веса и в последствие ожирения являются именно психологические и социальные проблемы.
С медицинской точки зрения, причина избыточного веса заключается в нарушении обмена веществ, когда в организм энергии, в виде калорий,
поступает больше, чем тратится. Первичные причины, которые вызывают избыточный вес: [6, с. 57]
- сверхкалорийное, нерегулярное питание с высоким содержанием легкоусвояемых углеводов и жиров. Переедание, питание вне дома (гамбургер, фаст-фуд);
- малая физическая активность и недостаточная подвижность;
- нарушение режима отдыха и сна;
- отсутствие спортивных нагрузок занятия на компьютере, малоподвижный образ жизни.
Дети в старшем возрасте свыше 3-х часов в сутки сидят за компьютером или смотрят телевизор, ведут малоподвижный образ жизни. Таким образом, к замедлению обмена веществ и кровообращения приводит недостаток физической активности, тем самым количество сжигаемых калорий уменьшается, и их излишки откладываются в виде жира. [2, с. 85]
Чаще всего в детстве закладываются предпосылки для возникновения избыточной массы тела.
Важная роль в профилактике избыточного веса отводится физическим нагрузкам, то есть наращиванием энергозатрат путем применения различных средств физической культуры, непосредственно – физических упражнений.
Во всех свои проявлениях двигательная деятельность (бег, ходьба, различные спортивные игры, бег на коньках и лыжах, плавание и прочее): [7]
- оказывает довольно значительное влияние на величину обмена энергии;
- существенно повышает энергетические траты;
- способствует нормализации и улучшению обмена веществ;
- усиливает распад в жировой ткани жиров;
- улучшает функциональные способности всех систем и органов;
- повышает физическую подготовленность и работоспособность подростка.
При занятиях физической культурой несколько раз в неделю можно добиться следующих результатов: [1, с. 118]
1. Поднятие настроения, обеспечение высокого уровня работоспособности и укрепление здоровья, увеличение в дневное время суток активности, а также рост жизненного тонуса.
2. Развитие выносливости, ловкости, а также мышечной силы и других физических качеств. Занятия спортом влияет на дисциплинированность, что не раз помогают в трудной ситуации, которая связана с повседневной жизнью.
Также занятие физической культурой и спортом помогает морально, проявляя такое качество, как выдержка.
В таблице 1 представлен примерный комплекс упражнений связанных с борьбой избыточного веса у школьников.
Таблица 1 – Комплекс упражнений по снижению избыточного веса у школьников [3, с. 36]
№ Исходное положение Движения
1 2 3
1. 2 минуты ходьбы при этом с высоким подниманием коленей
2. Ноги поставить на ширине плеч, руки опустить. вправо и влево Выполнить влево и вправо круговые движения головой
3. Опустить руки, ноги вместе. Поднять руки вверх, поочередно отставляя левую и правую ногу на носок, прогнуться и сделать вдох. При возврате в исходное положение сделать выдох.
4. Присесть на стул и откинуться на спинку Втянуть энергично живот, затем его расслабить, дыхание при этом произвольное.
5. Развести ноги в сторону сидя на полу Доставая правой рукой носок левой ноги и наоборот, выполнять наклоны вперед
6. На расстоянии большого шага одна нога впереди другой при этом согнута в колене. Руки подняты вверх Наклон туловища вперёд, при этом отвести одновременно руки назад и сделать выдох. Вернуться в исходное положение и сделать вдох
Продолжение таблицы 1
1 2 3
7. Принять положение «лёжа», руки в стороны Поднять быстро ноги вверх, далее медленно их опустить, разводя в стороны
8. Принять положение «лёжа», руки под головой Поднять ноги по отношению к туловищу до прямого угла, опустить их медленно на пол
9. Сидя на полу Выполнить наклоны вперёд, доставая при этом руками ступни
10. Лечь на пол с лёгким предметом на животе Выпячивать живот при вдохе, приподнимая предмет, при выдохе втягивать живот, опуская предмет
11. Встать на четвереньки Поднять параллельно полу левую ногу и правую руку. То же другой ногой и рукой
12. Стоя на коленях Без помощи рук садиться на пол поочередно влево и вправо
13. Лежа на животе Приподнять верхнюю часть туловища, опираясь на вытянутые руки
14. Положение, лежа на полу с 2-я легкими предметами на животе и груди Приподнимать синхронно при вдохе предмет, при выдохе опускать его
15. Положение, стоя, руки опущены, ноги шире плеч Попеременно каждой рукой выполнять рывки вверх – назад
16. Положение, стоя боком к гимнастической стенке, одной рукой держась за перекладину Попеременно каждой ногой выполнять махи назад, в сторону
17. Положение, стоя, руки опущены, ноги шире плеч Выполнить наклоны туловища в стороны, при этом по нему скользя руками
18. Положение, стоя, поднять одну руку вверх, другую отвезти назад Сменить положение рук маховым движением, поднимаясь одновременно на носки
19. Положение стоя, руки над головой, ноги шире плеч Выполнять в левую и в правую сторону круговые движения туловищем
20. Ходьба на пятках, на носках, на полной стопе, на наружных краях стопы
Каждое упражнение в первую неделю необходимо повторять от 3 до 5 раз, довести постепенно от 10 до 12 раз количество повторений. Вечером те же упражнения за 1,5-2 ч. до сна повторить в половинном объёме.
В основном за счёт активных упражнений для больших групп мышц необходимо обновлять гимнастические комплексы, добавляя их от 1 до 2 раз к основному комплексу и в спокойном темпе, повторяя их от 3 до 4 раз. Также эти упражнения можно сделать контрольными, стараясь выполнять их максимально возможное число раз и сравнивая периодически результаты с исходными данными до начала занятий.
Таким образом, необходимо регулярно и постоянно заниматься физическими упражнениями для эффективного снижения веса, увеличивая при этом постепенно время занятий и нагрузку. На снижение массы тела и улучшение здоровья оказывают благотворительное влияние различные виды физической активности.
Помимо заботы о нравственном и интеллектуальном развитии ребенка школа призвана, вести большую работу по формированию гармонично развитого и физического крепкого человека. Поэтому мероприятия в школах, должны быть оздоровительные и иметь направление на профилактику различных нарушений состояния здоровья ребенка, в том числе на профилактику нарушений обмена веществ, которые приводят к избыточному весу. [4, с. 182] Таким образом, именно в школе легче всего выявить детей с избыточным весом, которое в дальнейшем может привести к ожирению, организовать мероприятия по профилактике, способствующие снижению веса, предупреждая тем самым развитие осложнений, которые могут быть связаны с глубоким расстройством обменных веществ.
Как нам видится, необходимо ставить на государственный уровень вопрос борьбы с избыточным весом среди школьников, ведь формирование здорового общества должно являться приоритетным направлением.
Список литературы
1. Азаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. – М.: Владос, 2016.–240 c.
2. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения (для бакалавров) / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2018. - 62 c.
4. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник / А.А. Бишаева. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
5. Кушнер, Р. Избыточный вес и ожирение. Профилактика, диагностика и лечение / Р. Кушнер. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. - 380 c.
6. Максачук, Е. П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. – М.: Спутник +, 2016. – 104 c.
7. Паршакова В.М. Причины избыточного веса и роль физической культуры и спорта в его профилактике. Педагогические науки // [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/18031932 (дата обращения: 27.12.2019).
8. Палладина О.Л. Формирование здорового образа жизни у школьников с избыточной массой тела и ожирением. Педагогика. Психология// [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie ( дата обращения: 27.12.2019)