Неожиданное завершение премьерства Медведева не должно заслонять главный вопрос – а что с Путиным: когда он уйдет?
Официально ответ на этот вопрос давно известен: президентские полномочия Путина закончатся в 2024 году. Но начавшееся так стремительно раскручивание событий наводит на мысль, что Путин может уйти уже в этом году.
Намек на такой вариант уже прозвучал в недавнем заявлении лидера КПРФ Геннадия Зюганова. В конце декабря он вдруг предложил однопартийцам срочно готовиться к выборам:
“В январе-феврале мы должны утвердить программу… Я не исключаю, что могут быть досрочные президентские выборы”.
Казалось бы – с чего это вдруг? Но, видимо, Зюганова насторожила какая-то утечка из Кремля – и это можно связать с появившимися предположениями, что летом будет наконец решен вопрос о создании уже полноценного Союза России и Белоруссии. И вот, по этой версии, главой нового Союзного государства планирует стать Путин. Таким образом, он уйдет со своего нынешнего поста уже в этом году – и значит, на досрочных выборах мы будем избирать нового президента.
И вот, похоже, в связи с этим рано списывать Медведева. Отметим одну деталь: его не отправили в отставку, как человека, совершившего какие-то ошибки – он сам сложил с себя полномочия.
Возможно, это как раз часть разработанной Путиным операции “Преемник”: Медведев отходит от оперативной деятельности, которая раздражает население, – и начинает готовиться к выборам. Он не будет премьером – но становится вице-президентом: так многие оценили его будущий пост заместителя главы Совета безопасности. А затем Медведев может стать и кандидатом в президенты.
Многие эксперты не раз называли Медведева приемником номер один: у него уже есть опыт работы президентом, он раскрученный политик, которого знает вся страна, ему Кремль отдал мощный ресурс – “Единую Россию”. И бросается в глаза резко возросшая в последнее время медийная активность Медведева - и то, как он стал собирать под себя губернаторов, в рамках все той же “Единой России”.
Но во всей этой истории с уходом Путина на Союзное государство и с выборами нового президента России наметилась одна опасность для российской элиты – и, возможно, именно этим объясняется довольно странный пассаж в послании Путина Федеральному Собранию в среду. Он почему-то вдруг стал подробно объяснять, какие требования должны быть к президенту России:
“Требование о постоянном проживании на территории России не менее 25 лет, а также отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство в другом государстве, причем не только на момент участия в выборах, но и когда бы то ни было ранее”.
Казалось бы, это и так очевидно: президент России естественно должен быть гражданином этой страны. Но дело в том, что создание Союзного государства России и Белоруссии создает новую реальность: в общем государстве на пост президента одной из его частей, по идее, мог бы баллотироваться и человек из Минска – то есть, Александр Лукашенко.
Вспоминается, что он и сам намекал на такое возможное развитие событий. Так вот формула про 25 лет полностью закрывает для Лукашенко эту возможность.
Но чтобы реализовать идею Союзного государства, Кремлю придется еще очень сильно поработать. Последние недели показали, что Лукашенко этому активно сопротивляется. Давление на него все больше усиливается, газеты запестрели сообщениями: “Россия перестала поставлять нефть в Белоруссию”, “Минск жалуется, что ему предлагают цены выше мировых”.
Но что, если дожать Лукашенко так и не удастся? А вот на этот счет, похоже, разрабатывается и запасной вариант – и проброс можно было заметить все в том же послании Путина.
Я имею в виду конституционное оформление Госсовета и расширение его полномочий. То есть не исключено, что может возникнуть если не новое Союзной государство, то новая конфигурация самой российской власти - когда Путин во главе будущего Госсовета будет этаким лидером нации и верховным арбитром: над президентом, правительством и Госдумой.