И без всякого проклятия жуткое творение Эдварда Мунка, способное лишить сна особенно впечатлительного зрителя, давным давно обросло паутиной слухов и страшных легенд. Но что если некоторые мистические свойства, приписываемые картине являются правдой? Вы удивитесь, но это так. Причем, без всякой мистики. Впрочем, обо всем по порядку...
Эдвард Мунк создал это произведение на рубеже XIX и XX веков. Чего только не находили в ней: предсказание I Мировой Войны, II Мировой Войны, III Мировой Войны, предвидение Холокоста, предчувствие экологической катастрофы и конца человечества в ядерном огне и всемирном потопе... И мало того - "Крик" к тому же давно и безапелляционно заклеймен "проклятой картиной".
Чем прославился "Крик"
Прежде всего тем, что свел своего создателя в сумасшедший дом. Навечно. Где он и умер, ни то от передозировки лекарств, ни то совершив суицид. Точной информации об этом нет, но авторитетные источники и свидетели прямо обвиняют во всем картину.
Один из посетителей музея, который решил тайком прикоснуться к шедевру, спустя несколько дней сгорел вместе с собственным домом.
Служащие музея в Осло, где картина хранится постоянно, дважды роняли картину на пол. Оба закончили плохо: первого вскоре начали мучить страшные головные боли, от которых не помогали никакие лекарства и он свел счеты с жизнью, а второй попал в страшную аварию.
Картина дважды похищалась. Во время одного из похищений, преступники попытались уничтожить проклятый холст, но по каким-то причинам не смогли. Картина вернулась в музей, а преступников... так и не нашли.
Многие из тех, кто видел картину, рассказывали, что стоя перед ней, испытывали чувство безотчетной тревоги и даже страха, ощущали за спиной чье-то присутствие.
В общем, вокруг картины Мунка крутится не просто вихрь, а огромная воронка Инферно, как в произведениях одного хорошего, но скатившегося в графоманию писателя. И, вы не поверите, но многое в этом адском смерче - чистая правда. Интересно, что именно? Тогда - к разоблачениям!
Жуткие выдумки
Прежде всего, "Крик" никого не доводил до смирительной рубашки. Да, Эдвард Мунк действительно находился на лечении в клинике для душевнобольных, но причиной тому было нищее детство и, без шуток - просто кошмарные события, сопровождавшие его всю жизнь.
Я мог бы написать о них подробнее, но, боюсь, чувствительный Дзен вновь поднимет свой Банхаммер, как было со статьей о могиле Н.В. Гоголя, поэтому возьмите на себя труд почитать его биографию самостоятельно.
Логично также, что достоверных свидетельств о смерти художника в лечебнице нет. Потому что он в ней не умирал. Попав в клинику в 1908 году и пролечившись всего полгода, Мунк вышел из нее весьма изменившимся в лучшую сторону и прожил до 1944 года. В момент смерти ему было 80 лет.
Картина действительно похищалась дважды и один раз была при похищении сильно повреждена. Но оба раза злоумышленники пытались не уничтожить ее, а продать. И в обоих случаях они были задержаны, чтобы вполне живыми отправиться за решетку.
Работник музея, покончивший с собой якобы после того, как уронил "Крик" на пол, уже до этого эпизода страдал тяжелым заболеванием, что подтверждается его медицинскими картами. Остальные случаи вообще являются вымыслами.
Но как же быть с рассказами о "тяжелой ауре" проклятой картины? Тоже выдумка? А вот это - чистейшая правда. Вот только к "проклятиям" и сверхъестественному она не имеет никакого отношения.
Пугающий феномен "Крика"
Картина пугает. Действительно пугает. Даже завзятые скептики рядом с ней способны ощутить, как по спине пробирается предательский холодок. А уж если погрузить ее в соответствующее освещение...
И дело здесь не только в цветах красок. Само антропоморфное лицо, изображенное на ней - это не выдумка и не плод кошмара художника. Он изобразил лицо... мумии, которую увидел в Музее естественной истории, в Париже. И "Крик" - не единственная картина, где это лицо изображено.
Далее - взгляд. Изображенная фигура смотрит за спину зрителю и это не просто так. Мунк изобразил на холсте бессильную человеческую душу, выброшенную в кошмар материального мира и способную лишь бессильно кричать от ужаса. И все то, что заставляет ее надрываться в немом крике, находится там куда направлен ее взгляд, то есть - за спиной того, кто стоит перед ней. Но это - лишь потрясающий художественный ход, вызывающий у мозга зрителя безусловные реакции, а никакая не темная магия.
Итак, что же в итоге? "Крик" - плод таланта художника, мастерства его рук, знания им тех тайных нитей, за которые дергает нас наше бессознательное, и (не без этого), отражение той самой "темной стороны", которая присуща нам всем, но у некоторых проявляется чуть сильнее. Возможно, эта картина способна пробудить в ком-то нечто мрачное... Но это отнюдь не потустороннее "проклятие", а что-то куда более сложное, что нужно искать не на холсте а внутри каждого из нас.
На этом - все. Буду рад вашим визитам, прочтениям, лайкам и комментариям. Очень надеюсь, Дзен в этот раз не психанет и не уберет статью в темный угол.
До новой встречи в моих Архивах. Возвращайтесь - будет интересно.