Найти тему
Егор Сюзюмов

Важные дела – завтра! Или как можно лишиться головы, откладывая дела на потом

Все мы с детства знаем поговорку – «не откладывай важные дела на завтра». Наверняка каждый хоть раз да пренебрегал этой мудростью и по итогу забывал сделать домашнее задание на понедельник, за что потом получал двойки в школе. Или заранее не собрал вещи в дорогу из-за чего на следующий день опоздал в аэропорт на свой самолёт. В Древней Греции была похожая поговорка, только звучала она несколько иначе, а расплата за бездействие иногда была слишком высока. Поговорка звучала следующим образом – «Важные дела, завтра!», и вот как она зародилась на земле эллинов.

В 42 километрах от современной столицы Греции, Афин, находился древний город Фивы (современный город находится на том же месте), и однажды случилось так, что в 382 году до н.э. власть в городе захватили сторонники олигархии - Архий, Леонтиди и Филипп. Они установили в городе свои порядки с уклоном к тирании, из-за чего многим жителям города пришлось покинуть свой родной дом и спасаться бегством. Беглецы разбежались кто куда, но герои этого рассказа бежали в Афины. Так как Греция - родина демократии, то время тиранов было сочтено, и беглецы стали готовить план возмездия и освобождения родного города.

В 379 г. до н.э. приготовления были закончены, и 12 храбрецов (доподлинно известны имена Пелопид, Мелен, Ференик, Андроклид и др.) тайно известили своих оставшихся в «засаде» сограждан (Харона, Филлида и др.) о своих намерениях убить тиранов, после чего отправились восстанавливать справедливость.

По замыслу заговорщиков, в день атаки их оставшиеся в городе друзья устроили пир и пригласили на него некоторых нынешних правителей – Архия и Филиппа.

К небольшому счастью для одних и к сожалению для других, судьба дала тиранам две возможности спастись от праведного гнева заговорщиков.

В первый раз время пиршества изрядно подвыпившие, но всё ещё владеющие собой тираны вызвали к себе Харона, того самого, кто остался в городе после захвата власти, чтобы проверить дошедшие до них слухи. Выслушав подозрения Архия и Филиппа, Харон проявил великую стойкость, не поддавшись стрессу и не сказав ничего лишнего, что могло бы провалить всю операцию. Харон уверил владык города, что это всего лишь слухи, но все же пообещал «расследовать» это дело. Филипп, взяв под руку Архия, произнес следующее: «Вот именно, Харон, ничего не оставь без внимательного расследования. Не будем пренебрегать ничем, везде будем осмотрительны. Великое дело благоразумие и осторожность», после чего они отправились дальше пировать.

Второй и последний случай спастись предоставился, когда тираны были уже пьяны. В момент, когда Харон вернулся к тайному месту встречи заговорщиков, чтобы отвести их к дому, где расслабляются тираны, к последним прибыл гонец из Афин. То был тезка Архия, и он принёс известия о том, что заговорщики действительно покинули Афины, тайно проникли в город и собираются умертвить олигархов. Архий пренебрёг предупреждением, и когда гонец протягивал ему письмо со словами, что его нужно немедленно прочитать, что оно очень важное, тиран с улыбкой от алкоголя сунул письмо под подушку и сказал: «Важные дела – завтра!», после чего продолжил попойку.

Впоследствии заговорщики всё-таки проникли к месту назначения и совершили задуманное – убили людей, посмевших захватить власть в их городе. Остальных олигархов, которые не присутствовали на празднике, постигла та же участь.

Сейчас поговорка «Важные дела – завтра» видоизменилась, и за пренебрежение ей вас, конечно же не убьют, но всё же держите эту историю где-то на подкорке, когда захотите отложить какие-либо дела на завтра