В 1864 году, после 32 долгих лет службы у своего хозяина, Джордон Андерсон и его жена Аманда спаслись от жизни в рабстве, когда солдаты армии Союза освободили их от плантации, на которой они так неустанно работали. Они с энтузиазмом ухватились за эту возможность, быстро переехали в Огайо, где Джордан мог найти оплачиваемую работу, чтобы содержать свою растущую семью, и не оглядывались назад.Затем, год спустя, вскоре после окончания Гражданской войны, Джордан получил отчаянное письмо от Патрика Генри Андерсона, человека, который раньше владел им, в котором его просили вернуться к работе на плантации и спасти его больное дело.
Ответ журдона человеку, который поработил его семью, продиктованный из его дома 7 августа, - это все, что вы могли пожелать, и совершенно справедливо впоследствии было перепечатано во многих газетах. Джордон Андерсон так и не вернулся в Биг-Спринг, штат Теннесси. Он скончался в 1907 году в возрасте 81 года и похоронен рядом со своей женой, которая умерла шесть лет спустя. Вместе у них было в общей сложности одиннадцать детей.
(Это письмо, наряду со 124 другими увлекательными фрагментами корреспонденции, можно найти в бестселлере Letters of Note . Для получения дополнительной информации, посетите книги Примечания; Изображение: группа беглых рабов в Вирджинии в 1862 году, любезно предоставленная Библиотекой Конгресса .
Дейтон, Штат Огайо,
7 августа 1865 года
Моему Старому Учителю, Полковнику П. Х. Андерсону, Биг-Спринг, Теннесси
Я получил ваше письмо и был рад узнать, что вы не забыли Джордона и хотите, чтобы я вернулся и снова жил с вами, обещая сделать для меня больше, чем кто-либо другой. Я часто чувствовал себя неловко из-за тебя. Я думал, что янки повесили бы тебя задолго до этого, за то, что ты приютил ребов, которых они нашли в твоем доме. Я полагаю, они никогда не слышали о том, что вы идете к полковнику Мартину, чтобы убить солдата Союза, который был оставлен его ротой в их конюшне. Хотя ты дважды выстрелил в меня, прежде чем я ушел от тебя, я не хотел слышать, что ты ранен, и рад, что ты все еще жив.Мне было бы очень приятно снова вернуться в свой милый старый дом и увидеть мисс Мэри, мисс Марту и Аллена, Эстер, Грина и Ли. Передай им всем мою любовь и скажи, что я надеюсь, что мы встретимся в лучшем мире, если не в этом. Когда я работал в Нэшвиллской больнице, то хотел бы еще раз повидаться с вами, но один из соседей сказал мне, что Генри собирается застрелить меня, если ему представится такая возможность.
Я особенно хочу знать, какой хороший шанс вы предлагаете мне дать. Я здесь неплохо справляюсь. Я получаю двадцать пять долларов в месяц вместе со съестными припасами и одеждой; у меня есть удобный дом для Мэнди,—люди называют ее миссис Андерсон,—а дети—Милли, Джейн и Гранди—ходят в школу и хорошо учатся. Учитель говорит, что у Гранди есть голова для проповедника. Они ходят в воскресную школу, а мы с Мэнди регулярно посещаем церковь. С нами очень любезно обращаются. Иногда мы слышали, как другие говорили: "эти цветные были рабами", - там, в Теннесси. Дети чувствуют себя обиженными, когда слышат такие замечания; но я говорю им, что в Теннесси нет ничего постыдного в том, чтобы принадлежать полковнику Андерсону. Многие темнокожие гордились бы, как и я когда-то, называя тебя хозяином. Теперь, если вы напишете и скажете, какое жалованье вы мне дадите, я смогу лучше решить, будет ли мне выгодно вернуться назад.
Что же касается моей свободы, которую, как вы говорите, я могу получить, то тут уж ничего не добьешься, так как я получил свои бесплатные бумаги в 1864 году от генерал-губернатора департамента Нашвилл. Мэнди говорит, что она побоялась бы вернуться, не убедившись, что вы были расположены обращаться с нами справедливо и доброжелательно, и мы решили проверить вашу искренность, попросив вас прислать нам наше жалованье за то время, что мы вам служили. Это заставит нас забыть и простить старые счеты, и положиться на вашу справедливость и дружбу в будущем. Я верно служил тебе тридцать два года, а Мэнди-двадцать.При двадцати пяти долларах в месяц для меня и двух долларах в неделю для Мэнди наш заработок составил бы одиннадцать тысяч шестьсот восемьдесят долларов. Прибавьте к этому проценты за то время, пока нам не выплатили жалованье, и вычтите то, что вы заплатили за нашу одежду, и три визита доктора ко мне, и выдергивание зуба для Мэнди, и остаток покажет, на что мы по справедливости имеем право. Пожалуйста, отправьте деньги экспресс-почтой Адамса на имя В. Уинтерса, Эсквайр., Дейтон, Огайо. Если ты не заплатишь нам за верные труды в прошлом, мы можем не верить в твои обещания в будущем.Мы верим, что добрый Творец открыл тебе глаза на зло, которое ты и твои отцы причинили мне и моим отцам, заставляя нас трудиться для тебя в течение многих поколений без воздаяния. Здесь я получаю свое жалованье каждую субботу вечером, но в Теннесси негры получают жалованье не чаще, чем лошади и коровы. Воистину, настанет день расплаты для тех, кто обманывает наемного работника.
Отвечая на это письмо, пожалуйста, скажите, есть ли какая-нибудь безопасность для моей Милли и Джейн, которые теперь выросли, и обе хорошенькие девочки. Ты же знаешь, как это было с бедными Матильдой и Кэтрин. Я лучше останусь здесь и умру с голоду—если уж на то пошло, чем позволю моим девочкам опозориться перед жестокостью и злобой своих молодых хозяев. Вы также можете сообщить, были ли открыты какие-либо школы для цветных детей в вашем районе. Великое желание моей теперешней жизни состоит в том, чтобы дать моим детям образование и сформировать у них добродетельные привычки.
Поздоровайся с Джорджем Картером и поблагодари его за то, что он отобрал у тебя пистолет, когда ты в меня стрелял.
От твоего старого слуги,
Джордан Андерсон.