Очень странное решение – не приземляться в ливень – приняла авиакомпания UTair. Кажется, оно больше похоже на пиар, но если это не так, то тем хуже для перевозчика.
Почему я не летаю UTair
Авиакомпанией UTair я не пользуюсь давно и по двум причинам.
Во-первых, я считаю ее небезопасной. Судите сами: 2007 год – авиакатастрофа под Самарой с самолетом Ту-134 (шестеро погибших, 27 пострадавших); 2012 год – авиакатастрофа под Тюменью с самолетом ATR-72 (33 погибших); 2018 год – аварийная посадка в Сочи с последующим выкатыванием в реку. У какой еще российской авиакомпании за такой небольшой срок было столько происшествий?
Во-вторых, в последнее время у UTair все плохо с экономикой и постоянно циркулируют слухи о ее возможном банкротстве. Покупать билеты в отпуск на самолет авиакомпании, которая до этого отпуска может не дожить – это не мое.
Что случилось в Сочи
Одно из происшествий упомянутых выше – аварийная посадка UTair в Сочи 1 сентября 2018 года. Тогда самолет в условиях ливня не смог затормозить на полосе и выкатился за ее пределы. Тогда никто из находившихся на борту не погиб.
На днях МАК опубликовал окончательный отчет о расследовании этого случая. В нем сказано, что к инциденту в основном привели ошибочные действия экипажа, которые игнорировали предупреждения бортовых систем самолета о сдвиге ветра и находились в «повышенном психоэмоциональном состоянии».
Кроме того, комиссия МАК установила, что наземные службы не оценивали состояние полосы перед посадкой, и поэтому передали экипажу недостоверную информацию о коэффициенте сцепления с полосой.
Не садиться в ливень или...?
В UTair считают, что в случившемся виноваты наземные службы аэропорта.
«При заявленном наземными службами коэффициенте сцепления воздушное судно должно было остановиться в пределах взлетно-посадочной полосы», – говорится в сообщении авиакомпании.
Там отметили, что после случившегося разработан комплекс мер. В том числе теперь в условиях ливневых осадков экипажи Utair вне зависимости от передаваемой на борт информации о коэффициенте сцепления принимают в расчет наихудшее состояние полосы.
При этом в сообщении UTair слов о полном отказе от посадки в ливень нет (хотя фраза про то, что пилоты принимают во внимание «наихудшее состояние полосы», может трактоваться именно так).
Именно такую трактовку подтвердило государственное агентство «Интерфакс» со ссылкой на представителя авиакомпании. В сообщении агентства присутствуют слова про полный отказ от посадок в ливень.
Если это так, то, покупая билет на самолет UTair, теперь нужно иметь в виду, что при сильном дожде вы не приземлитесь. Что вас будет ждать – кружение над аэропортом или уход на запасной аэродром неизвестно. Безопасность – это хорошо, но когда авиакомпания начинает трактовать по-своему международные авиационные правила и придумывать свои, ничем хорошим это не кончается.