Найти тему
Антология Музыки

AMIGA – витрина немецкого шлягера

Все изображения взяты из свободного доступа
Все изображения взяты из свободного доступа

В 1950-х годах, сразу после образования ГДР, на советских музыкальных прилавках появились граммофонные пластинки с немецкой музыкой. «Первой ласточкой» стали пластинки немецкого антифашистского певца Эрнста Буша, чьи песни постоянно крутили по радио. Образовавшаяся в 1947 году фирма грамзаписи AMIGA представила на советский рынок множество записей этого певца (немудрено – он по совместительству был основателем этой фирмы). Кроме того, его песни звучали и с советских пластинок.

-2

Шеллаковые диски из ГДР на 78 об/мин поступали в СССР до начала 60-х, в основном это была танцевальная музыка с песнями в традиционных ритмах – фокстрот, танго, румба и др. На каждой пластинке был указан соответствующий ритм, очевидно, чтобы на танцплощадках ведущие не перепутали их при объявлении танца. Однако при изучении тиража поступавших к нам пластинок невольно обращаешь внимание на отсутствие наиболее популярных у молодежи танцев – рок-н-ролл, буги-вуги, свинг – тогда как на пластинках, продававшихся в ГДР, они хоть и нечасто, но попадались.

-3

Но… немецкая музыка этих жанров для советских меломанов была, практически, терра инкогнита – об этом можно судить, например, по музыкальному «самиздату»: подпольная «музыка на костях» состояла сплошь из копий записей американских и английских звезд рок-н-ролла – и никогда немецких, хотя их было великое множество… В 50-х годах ориентация на Москву была генеральной линией всей жизни ГДР, и, естественно, описываемую область культурной жизни она никак не могла пройти стороной. С оглядкой на СССР – а то и по прямому указанию «сверху» - выходили книги, пластинки, фильмы. И, конечно, производитель каждого из звеньев этой цепочки не медлил отчитаться перед «старшим братом» о проделанной работе…

-4

В начале 60-х, еще будучи школьником, я выловил на средней волне изумительные по мелодии и аранжировке немецкие шлягеры, и непреодолимое желание достать эту музыку в свое пользование оттеснило на второй план школу с ее парадигмой «двойки-пятерки»… И совершенно чудесным образом оно совпало с возможностью: как раз в этот период AMIGA напечатала для продажи в СССР миньоны со своими лучшими исполнителями шлягеров.

-5

Увидев это чудо на прилавке ближайшего магазина грампластинок, я уже не мог остановиться, пока постепенно не скупил их все, но что-то мне подсказало, что гэдээровцы прислали нам далеко не всё, что имели у себя. И вправду: не могло быть так, чтобы в годы расцвета твиста в большой серии пластинок он был представлен всего лишь одной композицией – «Genau wie Rita». (Забегая вперед, скажу, что твист промелькнул впоследствии еще пару раз на дисках-гигантах АМИГИ - «Big Beat» и «Die Grossen Orchester Parade».)

-6

Однако – в ту пору ГДР обозначила свое присутствие на советских прилавках не только пластинками, но и молодежными журналами – «Neues Leben», «Filmspiegel», “Melodie und Rhythmus”, последний из которых был посвящен музыкальной жизни страны.

-7

Он-то и подсказал направление поиска музыкальных новинок – там был раздел, где публиковали свои координаты мальчики и девочки, желающие вступить в переписку с ровесниками из СССР! Нужно ли говорить, что адресаты для моих музыкальных запросов появились сразу же. И пошел обмен! Что я только не отправлял в ГДР – от курительных трубок до редких книг, а оттуда – пластинки, пластинки… И вот «горячее»: в коллекции появились новые отменные твисты – «Party-Twist», “Augustins Twist”, “Mich hat noch keiner beim Twist gekusst”…

Обладание услышанными ранее по радио (и, главное, не продающимися у нас!) мелодиями создавали ощущение абсолютного счастья. И, получив доказательство того, что продаваемые у нас зарубежные пластинки – это капля в море музыки, я продолжил поиски информации в «M & R», который регулярно публиковал “Spitzenparade” – хитпарад вышедших шлягеров на пластинках AMIGA.

-9

Постепенно – благодаря статьям и выкладкам в журнале - создавалась полная картина музыкальной жизни ГДР. И, хотя исполнители из этой страны показывали весьма высокий уровень мастерства, все же при прослушивании этих пластинок были особенно заметны отдельные шлягеры – по музыкальному строю, аранжировке, ритму выделяющиеся на фоне всего музыкального потока. Сначала это было почти незаметно, но к концу 60-х, когда в ГДРовской музыке стал ощущаться переход от традиционного шлягера к року, стало видно, что исполнители этих «выделяющихся» композиций не отходят от старых традиций. Тут я и решил обратить внимание на имена певцов и авторов песен. И занавес приоткрылся! Эти исполнители – Drafi Deutscher, Manuela, Bill Ramsey – равно как и авторы шлягеров – Christian Bruhn, Heino Gaze и другие – были не из ГДР, а из ФРГ!

-10

(Но об этом в другой статье)

Вторая часть здесь