Постсоветская интеграция воплотилась в виде Евразийского экономического союза. И на этом всё. К политической интеграции наши соседи не готовы.
На мой взгляд, кто бы чего не хотел, большего добиться будет невозможно. А любое давление приведёт лишь к обратному эффекту.
По сути, главными игроками кроме России выступают Белоруссия и Казахстан. И эти страны вполне себе удовлетворены тем транзитным статусом, который они обретают: Белоруссия между Россией и Европой, Казахстан между Россией и Китаем.
Чтобы кто-то решился объединиться политически, он должен сам этого захотеть.
Зато экономическую и культурную интеграцию по прежнему можно углублять.
Раз уж мы заговорили про транзитный статус, то прежде всего это скоростные дороги: автомобильные и железные.
Говоря про связи с Белоруссией (Минск), мы имеем достойную трассу М1 (Москва-Минск), однако же для большего удобства здесь могло бы быть организовано и высокоскоростное жд сообщение. С перспективой на Варшаву – Берлин.
Аналогично, скоростные авто и жд дороги напрашиваются на направлении Минск – Санкт-Петербург.
Что касается Казахстана, то более тесная дорожная интеграция может быть проведена с Нур-Султаном (Астана).
Т.о. Северный Казахстан станет более интегрирован с Россией.