Недавно я написал статью "Почему новый Renault Duster выглядит так хорошо", коротая вызвала много споров среди читателей. Мнения, как всегда разделились, от одобрения - до критики автомобиля. Сколько людей, столько и суждений, вкус очень индивидуальная категория и спорить иногда просто бесполезно.
Но сегодня я хочу подробно объяснить свое утверждение, более того, считаю, что даже первый Duster великолепный образец автомобильного дизайна, а его создатель Эрд Тунгаа, не побоюсь этого слова, суперпрофессионал. Думаю, те, кому подобный дизайн радует глаз поймут, почему это происходит, а критики, надеюсь, посмотрят немного с другой стороны, и возможно изменять свою позицию.
Давайте на время забудем про бренд, про Renault, про бюджетность автомобиля, его румынские корни, а посмотрим просто на форму, ведь когда мы говорим про красоту автомобиля, в первую очередь речь идет именно про нее. Дизайнерское решение в данном случае это процесс формообразования и поиска закономерностей композиции.
Небольшое отступление, чтобы объяснить, откуда у меня сложилось такое мнение относительно Дастера. До того, как увлечься автомобилями, я успел получить пару дизайнерских образований и еще десяток лет попреподавать в художественном ВУЗе, обучая студентов тонкостям композиции и проектирования. За это время в восприятии любых объектов начинает работать критический подход к форме, подобно тому, как музыканты сразу слышат фальшивые ноты. Дизайнеры меня поймут, это такое ощущение, когда глядя на конкретный предмет тебе сразу хочется тут убавить, там прибавить, чуть изменить детали и будет то, что надо. Так же и с автомобилями, глаз сразу цепляет, что нет цельности, детали не на месте или пропорции явно "поплыли".
И вот какая штука, глядя на Duster, который из-за своей массовости постоянно мелькает перед глазами, я как-то поймал себя на мысли, что при своей вроде бы обычности и простоте форма в целом не вызывает никакого диссонанса. Пропорции, линии, точки объема и другие геометрические элементы по ощущениям на своем месте. Все смотрится органично и естественно. Как такое может быть?
Здесь пора добавить такое понятие, как гармония, это и есть существенная характеристика прекрасного или красивого. Так вот, Duster, это на удивление действительно гармоничный, а следовательно и красивый автомобиль. А причина этой гармонии - "Золотое сечение", или золотая пропорция - идеальное соотношение величин, лежащее в основе гармонии природы и человека. Да, для меня это тоже было большим удивлением и открытием. Оказывается, у Дастера есть своя тайна. Бюджетный автомобиль и такой подход к созданию формы! Когда в ответах на свои вопросы я стал соотносить линейные размеры и пропорции кузова, то понял, что он весь настолько соразмерен, что это либо удивительная случайность, либо автор проекта виртуозно использовал "божественную пропорцию"в своей работе.
Буквально пару слов, что такое Золотое сечение. Это деление величины на две части таким образом, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению всей величины к ее большей части. Приблизительная величина золотого сечения равна 1,6. И это буквально мистические цифры, играющие уникальную роль в создании всего живого на земле.
Растения, животные и даже человек наделены физическими пропорциями, которые связаны этим сечением. По правилу божественной гармонии "устроены" шишки, раковины моллюсков, чешуйки на плодах ананаса. Его обнаружили в молекуле ДНК и в спиралевидных галактиках.
Еще Пифагор создал школу, где изучались тайны «золотого сечения», Евклид использовал его при создании геометрии, а Леонардо да Винчи и Микеланджело воспевали его в своих художественных работах.
Настоящие произведения искусства, которые человек подсознательно воспринимает, как прекрасные, тоже основаны на этой пропорции - будь это живопись, музыка, скульптура или архитектура. Скрипка Страдивари, Парфенон, Собор Парижской Богоматери - творения рук человека и золотой пропорции.
И вот в этот величественный ряд каким-то образом затесался наш Дастер. Основные пропорции автомобиля, будь то высота, ширина, длинна все соотносятся по золотому сечению. Линия капота, лобового стекла, решетки радиатора проходит в идеальном соотношении друг к другу.
Пропорциональны и точны силовые линии, места установки осветительных приборов, рейлингов, накладок, боковых зеркал. Просчитаны все взаимосвязи. Даже противотуманные фары стоят на точно выверенной горизонтали. Изгибы и силуэты ловко закручены по математической спирали. Кто бы мог подумать, но это так.
Где вы думаете автор взял угол наклона ветрового стекла, почему он именно такой, не больше, не меньше. И разве он как то связан с осями колес? Ответ все там же. Это идеальная раковина, которую создала сама природа.
Даже ручка передней двери опирается на пересечение центральных диагоналей. Это как оптический центр, фокусная зона. По мере приближения к объекту мы визуально и неосознанно стремимся к его центру. Обратите внимание на размещение колес и их размер, выносы бамперов, они тоже не случайны и завязаны с общими пропорциями. Назвать такое простым совпадением, пожалуй нельзя. Это точный и скрупулёзный расчет дизайнера.
Задняя часть решена в общем ключе. Точные линии расположения фонарей, бампера и хромированной накладки на нем, размер двери и остекления. Все продумано и идеально просчитано.
Отдельные детали также максимально приближены к общему пропорциональному ряду, и если где-то, как например в фарах, размер ширина чуть уже, она компенсируется силуэтом кузовных деталей.
Говорят, красота и эстетика субъективные категории, их невозможно измерить. Но мы можем объяснить, что способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. В данном случае, это сочетание симметрии и золотого сечения. Дастер, гармоничен, он красив, хотя конечно с этим можно не соглашаться, и привести в пример любой другой автомобиль, который нравится больше.
Это как с музыкой, классическая, построенная на гармонии, многими воспринимается как скучная и непонятная материя, а попсовый мотивчик- модный хит, сложенный из простых, но ярких кубиков. Но со временем второе забывается и исчезает, а чистая классика продолжает жить.
Друзья, если вам нравится Дастер, значит вы можете видеть красоту и гармонию в простом и сложном, в мире который нас окружает. В этом автомобиле есть магическая связь с природой, с самим человеком, с великим Леонардо да Винчи и даже с космосом - это математическая связь. И она никак не связана с брендами и марками, ценами, надо воспринимать просто форму, как часть многообразного окружающего мира. Я уверен, когда потомки будут изучать наш век, они отнесут этот автомобильчик к разряду лучших и знаковых образцов промышленного дизайна. И это не ирония)), спасибо за лайки и подписку.
А вы знаете, что само название Duster появилось задолго до выхода знакомого нами автомобиля, и что его концепцию придумал русский дизайнер? Подробности в нашем следующем материале