Найти тему
Нескучный мир

Катастрофа Ту-134, 14.01.1966

14 января 1966 года, подмосковный аэродром Чкаловский, в морозное (температура около -20) небо уходит испытываемый экипажем НИИ ВВС второй прототип Ту-134- СССР-45076, так называемый "Дублер".

Фотография Ту-134, СССР-45076 для примера
Фотография Ту-134, СССР-45076 для примера

За штурвалами опытные летчики-испытатели В.М. Евсеев (командир корабля) и Ю.М. Рогачев (помощник командира корабля), помимо них в самолете еще штурман и 5 человек, снимавших показания - самолет был на испытаниях и полетное задание предполагало получение характеристик устойчивости и управляемости нового типа самолета. Предстояло сделать три площадки - на 5000, 8000 и 10 000 метров - в принципе, ничего необычного или опасного, как казалось - хотя в НИИ ВВС это был первый испытательный полет, но для Ту-134 - восемьдесят девятый.

Ту-134 действительно активно испытывался в это время; созданный как Ту-124А - модернизированная версия серийного Ту-124, отличавшаяся хвостовым оперением и расположением двигатель, он впервые поднялся в воздух в 1963 году.

Ту-134, СССР-45075 и СССР-45076, Шереметьево, 1968
Ту-134, СССР-45075 и СССР-45076, Шереметьево, 1968

Наш герой стал вторым построенным экземпляром и первым для Харьковского авиазавода - самый первый Ту-134, так же заложенный еще как Ту-124А и носивший бортовой СССР-45075, был построен в Москве. В отличие от 45075 у 45076 был незначительно (на 0.5 метра) удлинен фюзеляж за счет вставки после крыла: отличия видны на рисунке ниже.

Сравнение боковых проекций Ту-134
Сравнение боковых проекций Ту-134

СССР-45075 встретит бесславный конец в Москве - в виде памятника в районе Новогиреево он простоит с 1977 по 2013 год, пока не будет порезан.

Ту-134, СССР-45075 в Шереметьево
Ту-134, СССР-45075 в Шереметьево

-5

Но вернемся в зимнее 14 января 1966 года и к борту СССР-45076*.

СССР-45076 в полете
СССР-45076 в полете

На высоте 10 тысяч метров Ту-134 выходит на предельную (0.86 Маха) скорость, экипаж отклоняет руль направления на предельный (25 градусов) угол, и у самолета начинается обратная реакция по крену, когда машина реагирует на отклонение руля противоположным образом. Реакция оказалась неожиданной для экипажа, который не успел среагировать должным образом, допустив чрезмерный крен и последующее роковое пикирование...

Ввиду того, что данные с бортовых регистраторов (т.н. "чёрных ящиков") не удалось считать, отсутствует единое мнение о причинах катастрофы. С одной точки зрения, причиной стали ошибочные действия экипажа, недостаточно знакомого с поведением машины в условиях последнего полета; с другой - недостатки конструкции, которые допускали отклонения руля направления в небезопасных пределах.

Так или иначе, на серийных Ту-134 углы допустимых отклонений руля направления были существенно снижены...

А в селе Рождествено Владимирской области, где СССР-45076 потерпел крушение, установлен обелиск в память о погибших лётчиках

-7

*Указанное развитие событий является предполагаемым в соответствии с мнением автора.