6,6K подписчиков

Похоронный вальс

271 прочитал

У Смерти свои танцы. Ещё до попадания на придворные балы французских и испанских королей сарабанда, чакона и пассакалья использовались во время торжественных погребальных обрядов. Именно из-за специфики движений во время похорон эти танцы получили свою трёхдольность. Музыковед Болеслав Леопольдович Яворский пишет:

... похоронный кортеж обходил вокруг стоявшего посередине церкви катафалка, преклоняя знамёна и оружие ... при обычае хоронить знатных покойников в склепах под полом церкви, прощание с покойником происходило и заканчивалось в самой церкви и прощальное шествие обходило вокруг неподвижно лежащего покойника, опускавшегося затем на том же месте в склеп ...

Пожалуй, самая известная сарабанда, которую слышали абсолютно все, написана Георгом Фридрихом Генделем. Она входит в сюиту № 4 ре минор:

Когда появилась традиция хоронить усопших на специальных кладбищах за городскими окраинами, траурной процессии приходилось двигаться прямолинейно через весь город, без постоянных поворотов и поклонов в сторону. Таким образом, сарабанда уже не удовлетворяла новым погребальным условиям и была вытеснена двудольным маршем.

Предполагаю, что первым, кто связал с Безносой вальс был Камиль Сен-Санс в сочинении 1874 года "Пляска смерти", хотя могу ошибаться в его приоритете. Зловещие вальсообразные образы Сен-Санса очевидно повлияли на музыку "Грустного вальса" (Valse triste) Яна Сибелиуса.

Ян Сибелиус
Ян Сибелиус

Первоначально вальс звучал в первой картине пьесы Арвида Ярнефельта "Смерть". Тяжелобольная женщина спит в постели, рядом сидит её сын. Во сне она видит, как комната наполняется парами, танцующими вальс. Танцоры вовлекают её в вальсовый вихрь, она в изнеможении падает. В этот момент обрывается и музыка вальса. Женщина просыпается и начинает танцевать, вальс играет с новой силой, ей в бреду опять видятся танцующие пары – вдруг музыка останавливается и три раза в дверь стучит Смерть.

У Смерти свои танцы.-2

В дальнейшем композитор переработал пьесу для концертного исполнения, изменив некоторые ходы в мелодии и гармонии, досочинив заключительную бурную синкопированную стретту и добавив в оркестр флейту, кларнет, две валторны и ударные. В концертном варианте произведение заканчивается тремя печальными аккордами скрипок.

В "Грустном вальсе" также прослеживаются стилевые элементы уже знакомой нам траурной сарабанды, а томительное вступление сильно напоминает начало си минорной мазурки того же Сен-Санса, написанной за 20 лет до этого.

Традиционная несмешная байка на своём месте:

Ян Сибелиус однажды утешал молодого музыканта после неудачного концерта.
- Запомни, сынок, - сказал он, похлопывая парня по плечу, - в мире нет ни одного города, где был бы установлен памятник музыкальному критику.

Использованные источники:
Яворский Б.Л. Сюиты Баха для клавира. М.; Л., 1947

Дорогие читатели и авторы, чтобы не затеряться в Океане Нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.