Бородатый анекдот:
– Что стало причиной вашего расставания?
– Ложь.
– А именно?
– Я его спросила: "Тебе сахар в кофе положить?" А он ответил: "Ложь".
Как часто в простых словах встречаются избитые ошибки. Может, пора с этим разобраться?
лучший
лудший, лутший, лутьший
Почему возникает проблема?
Ошибки в написании появляются из-за труднопроизносимого сочетания согласных.
Как запомнить/проверить?
Одна из версий происхождения этого слова такова:
слово «лучший» в старославянском языке имело написание «лукий», что буквально означало «назначенный судьбой». С течением времени в нем произошло типичное для русского языка чередование согласных к//ч и написание «лучший» закрепилось как правильное.
девчОнка
девчёнка
Почему возникает проблема?
Нас путает звучание слова. Звук [ч] всегда мягкий, поэтому при произношении кажется, что после него должна быть гласная, которая всегда смягчает предыдущий согласный. В данном случае - «ё».
Как запомнить/проверить?
В суффиксах и в окончаниях существительных, прилагательных, наречий после шипящих под ударением пишется «о». Из той же серии: зайчонок, галчонок, крючок, щелчок.
извините
извените
Почему возникает проблема?
Написание этого слова подчиняется простейшему правилу проверки безударных гласных однокоренным словом с ударным вариантом. Но в данном случае подобрать его не очень просто. Первое, что приходит на ум, - «вина». Но это слово не может быть проверочным, потому что гласный в нём тоже безударный. Поэтому приходится искать менее употребительные варианты.
Как запомнить/проверить?
Проверочные слова: невинный, повинный.
прийти
придти
Почему возникает проблема?
Раньше было 3 варианта написания: прийти, придти, притти. Сейчас остался только один верный - «прийти». Но путаница до сих пор сохраняется. И усиливается ещё и тем, что существует бесприставочный вариант - «идти», в котором пишется буква «д».
положи, клади
ложи, ложь
Почему возникает проблема?
Значение у глаголов «положить» и «класть» одинаковое. Но есть разница в грамматике. И чувствуют её далеко не все.
Как запомнить/проверить?
Что делать?
класть (несовершенный вид)
Например:
Клади сюда (что делай?)
Складывай вещи (что делай?)
Что сделать?
положить (совершенный вид)
Обычно употребляется с приставкой.
Например:
Положи сюда (что сделай?)
Сложи вещи (что сделай?)
поезжай
ехай, едь, езжай
Почему возникает проблема?
Обычно при образовании повелительного наклонения глагола приставка не нужна:
говорить – говори, делать – делай, писать – пиши.
А от глаголов «ехать/ездить» так форму повелительного наклонения образовать нельзя. Кроме того, непонятно, какие согласные буквы должны быть в этой форме в корне: х/д/зж... Всё это странно, вот и возникает путаница.
Как запомнить/проверить?
Форма повелительного наклонения образуется с добавлением приставки «по»: поезжай.
много помидоров
много помидор
Почему возникает проблема?
При образовании мн.ч. род.п. может использоваться окончание «ов»:
много помидоров, километров, узбеков, хорватов.
А может не использоваться: много яблок, грузин, армян.
Как запомнить/проверить?
Названия овощей/фруктов употребляются с «ов»: помидоров, апельсинов, бананов. Исключение: яблок.