Найти тему

Разрыв душевного шаблона. Рецензия на Beyond: Two Souls на PlayStation 4 Pro

Оглавление

Здравствуйте!

Не так давно в моём Дзене стали появляться игры Дэвида Кейджа. Вначале была моя ретро-рецензия на Fahrenheit, потом Heavy Rain и вот теперь Beyond: Two Souls. Про эту игру я слышал столько негативной и часто неоднозначной информации, что когда в PlayStation Network продавались Heavy Rain и Beyond: Two Souls, я решил, что это знак – я хотя бы посмотрю игру. Покупать её отдельно я не собирался. С тех про прошло пять лет.

Шаг в новый коридор – как шаг в новый мир! Джуди ещё не знает, что её ждет.
Шаг в новый коридор – как шаг в новый мир! Джуди ещё не знает, что её ждет.

Двоедушница

Если вы следите за современной отечественной литературой, то, возможно, знаете писательницу Руту Шейл (она же Саша Степанова), автора необычной книги «Двоедушник». Если не следите – обратите на книгу внимание, она того стоит.

Книгу я вспомнил не случайно. Её можно смело продавать в одном наборе с игрой, настолько они похожи на ментальном уровне. Но только похожи. Потому что книга интереснее.

Beyond: Two Souls тоже пытается быть интересной и оригинальной уже с главного меню, где игроку предлагается выбрать два типа повествования: авторский, он же задуманный по умолчанию, и хронологический, когда повествования идет от начальной точки к финальной. Сразу же предупрежу, что в если не планируете серьезно вникать в сюжет и знаете, что вас будут отвлекать – выбирайте хронологический режим. Я рискнул и выбрал авторский стиль повествования и начался настоящий триллер, напоминающий одновременно два сериала, The X-Files и Stranger Things.

Визуальными эффектами Beyond: Two Souls радует и сегодня.
Визуальными эффектами Beyond: Two Souls радует и сегодня.

У американской девочки, Джуди Холмс, с раннего детства обнаружен странный дар. В её голове живет некое существо, которым она может управлять. Передвинуть шкаф, опрокинуть папку с документами или же взломать компьютер. Иногда существо это выходит из под контроля и тогда девочку охватывает страх того, что некто придет ночью и утащит ещё в мир иной.

Это всё не спойлер – вся игра посвящена исследованию мозга Джуди. Её считают странной приёмные родители, сама она не понимает, что с ней происходит, врачи смотрят скептически. В объем, ситуация не из простых, да и сюжет не добавляет ясности.

На фоне сложного и путанного сюжета, не замечаешь графику, а она весьма необычная. Лицевая анимация качественная. Даже в 2020 году можно подумать, что смотришь не очень качественное, но всё же кино. В игре хорошо проработан дождь и освещение, небольшие визуальные эффекты: пар, всполохи огня, слёзы. Однако, если вы только-только прошли Heavy Rain, есть вероятность того, что вы вообще не заметите разницу в графике между этими играми и это совершенно не красит Beyond: Two Souls.

Не от мира сего

Лицо Джуди говорит нам "Да гори они всё огнём". И ведь не далеко от истины
Лицо Джуди говорит нам "Да гори они всё огнём". И ведь не далеко от истины

Довольно скоро выясняется, что некое существо в голове Джуди – это не болезненная выдумка, а реальное энергетическое существо, Айден, с которым можно общаться. Поначалу с ним общается только Джуди и они не всегда находят взаимопонимание, но ближе к концу игры с Айденом будут общаться многие.

Подобный тандем заинтересовывает ЦРУ своими потенциальными возможностями и они берут девушку под своё крыло. С этого момента можно было поставить точку и сказать, что игра закончена. Это будет недалеко от истины, однако нельзя не сказать, что сюжетный блок с ЦРУ самый ненужный в игре. Он настолько шаблонный и предсказуемый, что невольно думаешь о том, как Дэвид Кейдж придумал тот же «Фаренгейт»?

Оставь он одни только паранормальные исследования и воспоминания ребёнка, помноженные на переживания связанные с взрослением и становлением личности и было бы гораздо интереснее. А так получается, что ещё вчера Джуди считали чуть ли не идиоткой, проводя постоянные исследования её мозга, а тут уже – она клёвый агент, убивающий захватом бёдер. Нелогично.

Тёмная ночь, только Джуди плывёт по воде!
Тёмная ночь, только Джуди плывёт по воде!

И подобной нелогичности здесь много. Например, игра долгая. Понимаю, это странно звучит из уст человека, потратившего не одну сотню часов на серию Assassin’s Creed, но тем не менее – приходится постоянно ждать, когда вся эта история, постоянно сворачивающая в сюжетные овраги, закончится. Порой кажется, что сюжет игры сознательно подгоняли под норму часов, необходимую для прохождения игры.

Потому что всё то, что радовало в прежних играх Quantic Dream, в Beyond: Two Souls приводит в недоумение. Например, боевая система. Понять, куда надо бить и в какую сторону уворачиваться при всём при том, что сама камера крутиться вокруг Джуди, та ещё задача. Возможно, именно поэтому игра стала гораздо более лояльней – умереть здесь гораздо сложнее, если вообще возможно. Можно пропустить серию ударов и получить другую ситуацию, но итог всё равно будет один. Даже если вообще не отвечать на удары, Джуди не погибнет.

И это вдвойне обидно, потому что в игре есть действительно классные моменты. Например, эпизод в исследовательской лаборатории, который мог бы стать отдельной игрой при должном подходе. Там и драма и элементы «ужастиков» и хоть какой-то игровой процесс в этом длинном интерактивном кино. Кстати, об интерактивности.

Искусство в массы!
Искусство в массы!

Я сыграю эту роль с трех QTE

Игровой процесс построен не только на действиях Джоди, но и на управлении её вторым «я» – Айденом. Пожалуй, именно с Айденом связанны самые оригинальные моменты игры. Взломать банкомат? Пожалуйста, стоит только сказать Джоди «Айден, помоги мне». Взять под контроль какого-нибудь персонажа, чтобы попасть в запретную область – тоже Айден тут как тут. Он даже задушить может и с этим связано одно из достижений в игре. Но и здесь не обошлось без проблем. Иногда нужно переключится на Адена, но игра об этом никак не сообщает, пока не нажмешь на соответствующую кнопку. Часто это происходит случайным образом. Но когда получается, начинается настоящее веселье.

Осень забавно смотреть, как взрослые ученые пугаются шороха бумаг в кабинете или «случайно» упавшей бутылке с водой. Вскакивают, удивляются, кричат, недоуменно смотрит – всё это сопровождается эмоциями, отчетливо проявляющимся на лице любого персонажа. В Beyond: Two Souls нет важных и не важных персонажей. Все, с кем взаимодействует Джуди по своему интересные и харизматичные личности.

Проблема лишь в том, что экранного времени у этих персонажей мало, при том что игра отнюдь не короткая. Она длинная, странная и очень нужная.

Когда пытаешься пройти игру до конца!
Когда пытаешься пройти игру до конца!

Итоги

Нужная для того чтобы понять, как можно загубить интересный проект и отличную идею. Забудем, что впереди просматриваются образы Детройта в будущем. Пока что Дэвид Кейдж пытается разорваться между двумя душами – режиссёра и гейм-дизайнера. А так не бывает, душа всего одна. И если бы интересный сюжет не изобиловал странными эпизодами и его бы не порвали самым бесстыдным образом, убрав при этом лишние QTE – получилось бы отличное интерактивное кино. А так – оно просто хорошее.

В игре действительно есть драма и напряжение, интрига и эмоциональность. Последние минуты так и вовсе очень и очень драматичны. Но цельной и естественной картины не получается. Это как если бы вы просмотрели все фильмы с Марком Дакаскосом и попытались представить его актерский стиль. Он есть, но найдут его только самые ярые фанаты. И в случае с Beyond: Two Souls фанаты Дэвида Кейджа дождались Detroit: Become Human. Но это уже другая история.

Без душа душе никак!
Без душа душе никак!