Обзор самых "проблемных" текстов, которые доставались одиннадцатиклассникам на ЕГЭ по русскому языку

9,1K прочитали
Фото из открытых интернет-источников
Фото из открытых интернет-источников

Под "проблемными" в данном случае я подразумеваю не те тексты, в которых можно выделить сразу много проблем, а те, с которыми у одиннадцатиклассников по той или иной причине возникли трудности.

В 2015 году таковыми оказались уже много раз упомянутые мною тексты В. Солоухина о выхухоли и Б.Екимова о состоянии современного русского языка, не просто вызвавшие скандал, а заставившие изменить требования к формулировке проблемы и написанию комментария (см. предыдущую публикацию).

В 2016 разработчики КИМов, видимо, напуганные прошлогодним скандалом с выхухолью и лавиной апелляций, очень аккуратно подбирали тексты. Неприлично-сложных, с которыми бы не справился ученик, ответственно готовившийся к ЕГЭ, я не припомню.

В 2017 кому-то из выпускников достался отрывок из романа Олега Куваева "Территория" про Бога Огня. Были те, кто не понял, что Бог Огня - это никакой не Бог, а простой геологоразведчик. Но к счастью, предложение из текста, находящееся почти в его конце, спасло ситуацию: "Против жадности слова силы не имеют. Против нее автоматы нужны". Даже самые непонятливые разглядели здесь проблему человеческой жадности, и беды не случилось.

А вот в 2018, когда ЕГЭ по русскому языку пришёлся в аккурат на день рождения А.С. Пушкина, кто-то из ФИПИ решил прикольнуться и многих одиннадцатиклассников Москвы ждал неприятный сюрприз в виде текста Д.Быкова о Чацком. Когда я потом в процессе обсуждения экзамена показывала этот текст своим ученикам, все они, испуганно крестясь, шептали: "Слава тебе, Господи, что нам ТАКОЕ не попалось".

Ну а в прошлом году все рекорды по возмущениям и шуточкам побил текст В.Драгунского "Он упал на траву" (про лопаты, как называют его между собой выпускники). Вот его часть:

(3)Что бы я ни делал, в голове моей мерно взлетали лопаты. (4)Лопаты. (5)Лопаты. (6)Лопаты. (7)Они погружались в мягкую глинистую почву, сочно чавкающую под режущим лезвием. (8)Они отрывали комья, цепляющиеся за родной пласт, они несли на себе землю, эти непрерывно движущиеся лопаты, они качали землю в своих железных ладонях, баюкали ее или резали аккуратными ломтями. (9)Лопаты шлепали по земле, били по ней, дробили ее, поглаживали, рубили и терзали, заравнивали и подскребывали ее каменистое чрево. (10)Иногда одна лопата, которой орудовал стоящий глубоко внизу человек, взлетала кверху только до половины эскарпа, до приступочки в стене, оставленной для другого человека, тот подставлял другую свою лопату и ждал, пока нижняя передаст ему свой груз, после чего он взметал свою ношу еще выше, к третьему, и только тот выкидывал этот добытый трудом троих людей глиняный самородок на гребень сооружения. (11)Лопаты, только лопаты, ничего, кроме лопат.

(12)И мы держались за эти лопаты, это было наше единственное орудие и оружие, и все-таки, что там ни говори, а мы отрыли этими лопатами такие красивые, ровные и неприступные ни для какого танка рвы, что сердца наши наполнялись гордостью. (13)Эти лопаты, любовь к ним и ненависть крепко сплотили нас, лопатных героев, в одну семью.

К чему я затеяла эту статью о "сложных" текстах? Думаете, для того чтобы повозмущаться тем, какие нехорошие составители? Отнюдь нет! Я как раз за то, чтобы тексты на экзамене были не только про дружбу, природу или необходимость чтения книг. Непредсказуемые, неоднозначные тексты побуждают думать, а не писать стандартные фразы, типа: "Позиция автора совершенно ясна". Моя цель - показать, что на экзамене надо быть готовым к любой неожиданности. Надо учиться видеть в тексте, например, про лопаты не только сами лопаты, но и неимоверную усталость разных людей, которые делают одно великое дело.

На экзамене никто не обещает лёгкой жизни и лёгких текстов, поэтому выбирайте что-нибудь посложнее и пробуйте писать. Мой вариант сочинения про "лопатных героев" здесь.

Если вы готовитесь к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:

Учимся писать сочинение в формате ЕГЭ: план, количество абзацев

Учимся формулировать проблему двумя способами

Учимся писать комментарий

Как сформулировать позицию автора?

Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?

Также можете ознакомиться с образцами сочинений:

сочинение по тексту Захара Прилепина о новогодних подарках

сочинение по тексту С. Мизерова о юношеской мечте.

сочинение по тексту В. Дудинцева "Встреча с берёзой"

О текстах, доставшихся одиннадцатиклассникам на экзамене в прошлом году, можно прочитать здесь.