Найти в Дзене
Лекторий СПВ

За что большевики расстреливали сестер милосердия?

Сестра милосердия героиня Первой мировой войны Генриетта Сорокина. Фото из открытых источников.
Сестра милосердия героиня Первой мировой войны Генриетта Сорокина. Фото из открытых источников.

Судьба женского милосердия на войне всегда трагична, а порой и вовсе оборачивается адом. Этот шаг в ад сделала Гражданская война в России, беспощадно занося в расстрельные списки сестер из военных лазаретов противника, а затем годы активного строительства «нового мира», которому само слово «милосердие» было чуждо, как и те, кто его еще помнил и олицетворял.

Если в Крымской войне участвовали 120 сестер милосердия, то к началу японской кампании 1904 года в России уже была сформирована 18-тысячная армия сестер милосердия, служившая под эгидой Российского Красного Креста.

В японскую войну особо отличились сестры псковской Алексеевской общины: в ней в 1904 году был сформирован отряд из 11 опытных сестер и 2 врачей, которые, взяв с собой 11 госпитальных кроватей, поездами отправились через всю Россию на Дальний Восток. Затем, в 1905-м, туда выехал еще один отряд уже из 28 сестер.

К началу Первой мировой армия милосердия насчитывала уже более 25 тысяч сестер. В 1914-м женщины разных сословий и достатка в исконно женском стремлении лечить и заботиться получали краткое медицинское образование и отправлялись навстречу беспрерывным страданиям.

Дочь Льва Толстого Александра Львовна Толстая, позже награжденная двумя «Георгиями» – III и IV степеней, вспоминала: «Отряд работает день и ночь. Госпиталь переполнен. 1200 человек похоронили в братской могиле... Какой смысл во всех этих конференциях, бесконечных рассуждениях о мире, если не принять учения Христа и заповеди «не убий» как основной закон? И пока люди не поймут греха убийства одним другого – войны будут продолжаться. А результаты войны? Падение нравов, революции».

Сестры милосердия в лазарете в Зимнем дворце. Фото из открытых источников.
Сестры милосердия в лазарете в Зимнем дворце. Фото из открытых источников.

Такой по-настоящему христианский взгляд на характер работы Красного Креста (вроде бы сугубо светской организации) был утвержден и защищен Женевской конвенцией, согласно которой «все, что обслуживает раненых, неприкосновенно в смысле враждебных действий». В свою очередь «каждый, кто был отмечен повязкой с красным крестом, должен был спасать и охранять всех, чья кровь оросила поле чести – не различая ни друзей, ни врагов». Даже ценой жизни. А преднамеренное убийство спасателя с красным крестом расценивалось как нечто запредельное.

И это запредельное наступило с началом Гражданской войны. 4 января 1918 года декрет Совнаркома ликвидировал управление РОКК, а в 1920-м приказ наркома здравоохранения указал на необходимость открытия нового типа сестринских школ по уходу, принципиально отличающихся от школ сестер милосердия. Прежние светские и церковные общины сестер упразднялись, как и само слово «милосердие».

Органы управления медслужбы в Красной армии стали формироваться с лета 1918 года. В полевых госпиталях происходила смена персонала: представительницы «контры» заменялись прошедшими ускоренные курсы медсестер идейными пролетарками. «Старорежимных» сестер решением ВЧК отправляли в самые горячие точки боев или расстреливали. Истории памятна ялтинская расправа 1918-го. Вторжение большевиков в этот город-госпиталь, каким он стал в период Первой мировой, сопровождалось убийствами медперсонала госпиталей и больных. В Гражданскую, как писал Борис Пастернак в книге «Доктор Живаго», «зверства белых сменялись зверствами красных». Милосердие лечило и тех и других. Может быть, поэтому его потери исчислялись сотнями.

Вот лишь несколько судеб, помянутых в Псковском синодике – поминальной книге Псковской епархии, изданной в 2005 году.

Ландышева Анастасия Федоровна, уроженка деревни Мылово Псковского уезда, специальность получила в Ильинской общине сестер милосердия, при которой и работала вплоть до ее закрытия большевиками. В 1920 году 26-летняя девушка была арестована и осуждена особым отделом ВЧК без статьи. В качестве меры наказания ее направили в головной отряд, сражавшийся с врангелевскими войсками, где она и погибла.

Лазарет Металлического завода в Петрограде. Фото из открытых источников.
Лазарет Металлического завода в Петрограде. Фото из открытых источников.

Михайлова Агафья Михайловна, уроженка деревни Новожены-Стрекалово Островского уезда, сестра милосердия, была арестована в сентябре 1920-го и осуждена особым отделом ВЧК без статьи к расстрелу. Расстреляна во Пскове в возрасте 26 лет.

Виноградова Зоя Александровна, дочь священника, родилась и жила в Порхове, окончила три класса епархиального женского училища. Как сестра милосердия помогала группе Белого движения, действовавшей в Порховском уезде. После поимки и расстрела членов группы 20-летняя сестрица была арестована и приговорена к трем годам тюрьмы со строгой изоляцией...

Не сопротивляться столь яростному убиению женской души России было невозможно: традиции христианского милосердия продолжали жить втайне, веря и надеясь. В 1931 году состоялся судебный процесс над членами «контрреволюционной» организации «Усиление христианского движения», приговоривший 178 человек к лишению свободы и высылке на трехлетний срок в Северный Казахстан.

Пожалуй, самыми активными приверженцами движения были сестры тайного сестричества, действовавшего в городах Торопец, Великие Луки и Осташков, что под Псковом. Сестры не просто рассказывали людям о милосердии в его исконном понимании как жертвенности в утешении, но и сами сохраняли традиции служения нуждающимся, втайне передавая их желающим девушкам из окрестных сел. Возглавляла тайное сестричество 54-летняя Елизавета Николаевна Тулубьева из дворян.

А потом... Потом выросли новые девочки, которые становились врачами и сестрами уже в условиях новой страны. Они были другие – отдавая ум и душу не Евангелию, а идеалам земного рая, о небесном вспоминали рядом с болью и в трагические годы – по извечной традиции сочувствующего женского сердца. В наш же обиход, как и в названия лечебных учреждений, слово «милосердие» вернулось только в начале 1990-х годов.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.