Подготовкой к школе мы с Ваней плотно занялись за год до события. При этом ёще не было точно решено, пойдет он в школу в следующем учебном году или нет.
Предыстория такова.
В два года мы активно работали с карточками (рыбы, звери, птицы, цветы, фрукты и т.д.): часть я покупала в готовом виде, часть делала сама. Теперь они у нас пошли в повторное использование при изучении английского. Играли с наклейками. Например, я рисовала комнату и рассказывала Ване, что собачку нужно посадить на диван, под стол, в ящик и т.д. Проговаривали все фигуры из конструктора, изучали их свойства: кубик можно поставить на кубик, а мячик на мячик нет. Рассматривали и читали книги и детские журналы.
С этим возрастом у нас связана и первая вспышка любви к чтению. Ребенок мог сидеть и слушать, как я читаю, и полчаса, и час. А вот годам к 3-м произошел провал в этом виде деятельности: исчезло внимание и желание слушать.
В три года я купила «Игралочку» под редакцией Петерсон. Это прекрасное пособие, не требующее каких-либо затрат времени и сил для подготовки к занятиям со стороны мамы. По «Игралочке» мы отзанимались два года. Где-то в 3,5 пришла любовь к конструированию, Лего до сих пор Ванина любимая игрушка. Само собой без счета в нем никуда. Стоило только перешагнуть за 10, и я даже не помню, в какой момент сын стал считать до 100 и дальше.
В 4,5 Ваня пошел в школу гармоничного развития «Классики». Первоочередной задачей было общение в коллективе + со взрослыми вне семьи. Тут проблем практически не возникло. Сын быстро влился в коллектив, нашел друга, а потом и целую компанию завел. С учителями были моменты: отказ ходить на занятия, т.к. учитель повышает голос. Но это мы решили в рабочем порядке.
«Классики» нам дали:
- первичную адаптацию к классно-урочной системе;
- умение общаться с разными учителями и детьми;
- умение слушать на занятии и выполнять задания дома;
*Никаких домашних заданий не было, не пугайтесь. Иногда нужно было дорисовать картинку или повторить песенку перед утренником.
- подготовку руки к письму.
**Помимо непосредственно рисования, лепки, аппликации дети чертили по клеточкам грибочки, кружочки, ёлочки и т.д.
И все же, наиболее важным я считаю пробуждение любви к рисованию. У нас это, конечно, в генах. Но «Гена» не сделает тебя художником, а вот талантливый преподаватель и изучение техники – вполне вероятно.
Так, со всем вышеперечисленным багажом мы пришли к самой подготовке.
Какие задачи я ставила перед собой?
1. Научить читать.
2. Систематизировать знания по математике.
3. Научить пересказывать текст, описывать картинку, составлять рассказ по картинке или серии рисунков.
*От идеи писать прописные буквы я отказалась после консультации с будущей учительницей. Теперь, после полугода в школе и грамоты «Золотое перо», я точно знаю, что рисования, лепки, Лего, «клеточек» и «дорожек» достаточно.
**Изучением окружающего мира, которое можно ввести в программу дошкольной подготовки я тоже пренебрегла. Книг, разговоров во время поездок и прогулок, активного вовлечения в решение бытовых вопросов, познавательных передач и мультфильмов вместе с природной детской любознательностью, мне кажется, вполне достаточно для познания мира дошкольником.
Чтение оказалось самой трудной задачей, о нем напишу отдельно чуть позже. Отмечу только одно, помог советский букварь и касса букв.
Заниматься с Ваней математикой было легко и приятно. В качестве пособия использовала «Годовой курс подготовки к школе» (авторы: Н. Липская, И. Мальцева, С. Пятак и др., М.: Эксмо, 2016) + различные интересные задания из интернета. Если я рисовала домик с составом числа, то в ответ сын рисовал задание и мне. Примеры и задачи, составленные Ваней, решать тоже пришлось.
Для пересказа и прочего брала книгу В. Сутеева «Сто картинок» и И. Баранникова «Русский язык в картинках». В последней даны элементарные правила грамматики: понятие о числе, роде, лице и т.д. Все это в ненавязчивой форме, как бы между прочим.
И тут же вернусь к вопросу окружающего мира. Школа, семья, праздники, времена года, работа в саду, поле, в огороде, на ферме и т.д. – все есть в указанной книге.
В итоге, я полностью удовлетворена полученным результатом и готова продолжать заниматься по выбранному курсу, как с учениками, так и с Колей. Разумеется, нет придела совершенству, и каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, но общая схема работы остается.