Найти тему
Александр Дедушка

Дружба и коллектив. Что такое дружба?

Оглавление

Как все начиналось?

А начиналось все на развалинах пионерской организации. Когда стало ясно, что пионерская организация скорее мертва, чем жива, встал вопрос, чем ее можно заменить. То, что ее нужно чем-то заменить и не оставлять детей вообще без каких-либо общественных объединений, было принято за аксиому. Удивляюсь нашей тогдашней мудрости по этому поводу, так как благодаря этому пониманию время не было упущено.

Усилия по созданию новой организации вошли в историю в виде журнала с характерным названием «Потуги по созданию новой организации». Весьма интересно и поучительно его сейчас рассматривать. Первоначально все «потуги» приводили к удручающе однообразному результату – тем или иным формам «клуба по интересам» и мало чем отличались от обычной кружковой работы.

Когда стало ясно, что дело по созданию новой организации зашло в тупик, кому-то (сейчас даже уже невозможно установить кому) пришла в голову счастливая идея, попробовать провести необычный опрос всех детей «пионерского» возраста, задав им всего один вопрос: «Что вы считаете самым главным?» Вы догадались, наверно, какой гениально простой был получен ответ. Да, это была ДРУЖБА. Она, родимая!

Главное было найдено. Была найдена главная объединяющая ценность, вокруг которой можно было строить новую организацию, ценность, органичную для всех, кто пожелает войти в эту организацию, причем, как детей, так и взрослых.

Чем уникальна ценность дружбы? Тем, что ее в равной мере и с равной степенью заинтересованности могут разделять как дети, так и взрослые. Вы согласны? В чем был порок пионерской организации – в той или иной степени навязанности основных идей и ценностей. Бороться за дело Коммунистической партии – дело для того времени было, конечно, важное, но не столько для детей и подростков, сколько для «идейных» взрослых, которые были обязаны проводить политику партии в жизнь и зачастую сами не разделяли навязываемые детям ценности.

Насколько выигрышнее выглядит здесь ценность дружбы. Ее не нужно навязывать. К дружбе стремятся все, ну, во всяком случае, абсолютное большинство детей, подростков, да и взрослых. Ценность дружбы не нужно привносить извне, как происходит со многими воспитываемыми нами ценностями.

Детям нужно просто помочь осознать ее важность, и то для тех, кто не задумывался об этом самостоятельно, а дальше.… А дальше – простор для деятельности новой организации. Учить детей пониманию законов дружбы, уровней ее развития, факторов ее созидающих и разрушающих, умению дружить, и вместе с тем - показать идеал настоящего друга, «векторы» дружбы и ее «объекты».

Выстраивание того, что я здесь перечислил, заняло несколько лет. Так и родилась организация с несколько тавтологичным названием «Дружина «Дружная». Название, может быть, не очень удачное, но оно прижилось, и уже нецелесообразно менять его на что-либо другое.

Несколько позднее, хотя почти параллельно, родилась еще одна форма объединения детей вокруг ценности «дружба». Это летний лагерь актива Дружины «Дружной», который параллельно носит название «Лагерь друзей». В нем мы с избранными в классах лучшими «друзьями класса» пытались и пытаемся в течение месяца, заменяющего летнюю практику, построить жизнь по законам дружбы, создать некую идеальную модель коллектива с тем, чтобы, вернувшись в свои классы, бывшие «лагерники» попытались ее возродить.

Что такое дружба?

Давайте, друзья, давайте поразмышляем о предмете нашего исследования.

Так что же такое дружба?

Мне кажется, что попытки дать некое рациональное «определение» дружбы мало продуктивны, тем более, что интуитивно каждый из нас представляет себе, что это такое. Более продуктивен образный путь или путь «свободных ассоциаций». Но прежде чем мы им пойдем, ответим на еще один вопрос: дружба – это цель или средство?

Как бы вы ответили, коллеги? Нам дружба нужна сама по себе среди воспитываемых нами детей, или она является неким условием и «средством» для осуществления других педагогических целей и проектов?

Мне кажется, и то, и другое. С одной стороны, дружба важна сама по себе, ибо она должна быть в идеале естественной средой обитания детей, а с другой стороны, она является инструментом развития ребенка, неким педагогическим средством, благодаря которому он может нормально развиваться как личность. Ведь только в дружеской атмосфере, чувствуя поддержку друзей и товарищей, у ребенка открываются возможности самораскрытия, которые как катализатор ускоряют все процессы личностного роста.

Тут даже можно проследить некий диалектический переход. До тех пор, пока дружеская атмосфера не сформирована, дружба является главной целью педагогических усилий, а по мере ее укрепления она все более становится инструментом или основой других целей воспитания.

Дружбу невозможно рассматривать в отрыве от ее «носителей» - детей, которые ее поддерживают (или не поддерживают) и коллектива, который является и объектом формирования дружеских отношений, и субъектом, направляющим развитие дружбы. Фактически дружба является главным показателем здоровья и благополучия коллектива, неким индикатором его зрелости.

Применяя выше обозначенный нами метод свободных ассоциаций, давайте сравним детский коллектив (да и вообще, любой) с физическим телом. Можно ли сказать, что клеточки и органы этого тела «дружат» друг с другом, поддерживая жизнь этого тела? Точнее, наверно, будет сказать – сотрудничают. Они действительно сотрудничают, обмениваясь продуктами жизнедеятельности и обеспечивая функции этого тела.

То есть, в основе лежит не дружба, а сотрудничество – понятие, более точно отражающее метафизическую основу природной общности клеток и органов тела. А когда они работают слаженно, и все процессы «сотрудничества» между его клеточками и органами идут как надо, можно говорить о здоровье тела как аналоге дружбы и дружеских отношений в том или ином коллективе.

Верно и обратное. Если процессы сотрудничества в теле разбалансированы, то о его здоровье говорить не приходится. Тут тоже можно провести аналогию с коллективом. Отсутствие дружбы в нем говорит о разбалансированности процессов сотрудничества, и такой коллектив нельзя назвать здоровым. Кстати, само выражение «здоровый коллектив» и происходит без сомнения из ассоциативной связи со здоровым телом.

Сделаем вывод, коллеги. Дружба является главным показателем здоровья коллектива. Она является производной сотрудничества. Если сказать образно: дружба – это «сливки» сотрудничества. Она возникает (или не возникает) в процессе совместного труда членов коллектива по достижению каких-то совместно принятых целей или выполнения какой-либо функции.

Вот здесь, друзья, мы подошли к очень важному, на мой взгляд, выводу.

Дружбу невозможно воспитать в отрыве от реальной жизни и деятельности коллектива. Она всегда производная..., производная сотрудничества, и если нет совместного труда членов коллектива, то настоящей дружбы в нем достичь невозможно. Можно добиться доброжелательности, отсутствия вражды и конфликтов, но добиться дружбы не получится. Ибо, если нет «функции», то нет и ее «производной».

Заканчивается очередная смена Лагеря друзей. На одном из последних «огоньков» обсуждаем, насколько нам удалось стать друзьями. Выясняется удивительная картина. Многие ребята говорят, что им удалось сдружиться за эти три-четыре недели сильнее, чем за несколько лет обучения в своих классах.

Радость, эйфория, оптимизм, непринужденность.… Но проходит пару месяцев, собираю их уже в новом учебном году, и… куда все делось?.. Молчание, натянутая атмосфера, вымученные песни и обсуждения. А в принципе, все ясно. Прекратилась деятельность, и вслед за нею умерла дружба, и только отдельные ее огоньки вспыхивают как прощальные всполохи некогда ярко горевшего костра.

Я сейчас, конечно, открываю не ахти какие истины. Об этом в свое время много и подробно писал А.С. Макаренко, но напомнить эти «избитые» и оттого часто подзабытые истины, думаю, не помешает.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь