Найти тему
Авиация просто

ТУ-154 : Самый массовый самолет был плохим?

ТУ-154 - самый массовый среднемагистральный самолет в СССР. Но массовый продукт очень часто бывает плохим, сделанным на скорую руку, лишь бы оно хоть как-то летало, так как перевозки по небу всё увеличивались и надо было их обеспечить. Именно такой аргумент чаще всего звучит у тех людей, которые считают, что в СССР, а потом и в России не могут сделать ничего хорошего. Так было ли детище Туполева отличным самолетом или летающей консервной банкой? Давайте разбираться!

Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки
Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки

Проект был утвержден на государственном уровне в 1965 году после конкурса, который КБ Туполева выиграло, а в 1968-м уже было готово два опытных образца. Скептики скажут, что это слишком быстро и, наверное, делали наспех. На самом деле работу по этому самолету туполевцы начали еще в 1963 году по собственной инициативе, так что большая часть проекта к 1965-му уже была готова. А первые пассажиры поднялись на борт только в 1972 году. Так что, как видим, на скорую руку никто ничего не делал!

Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки
Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки

Очень много характеристик ТУ-154 нужно описывать с приставками "один из лучших в мире" и "один из первых в мире". Так, например, благодаря трём мощным двигателям, лайнер являлся самым скоростным и высотным в своем классе. Конечно, он был и довольно прожорливым, но в то время это было не так важно, а мощность двигателей была нужна, чтобы сократить длину разбега, так как длина полос была ограничена.

Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки
Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки

Вообще, в то время взлетно-посадочные полосы не отличались таким хорошим качеством, как сейчас, по этому конструкторам приходилось много думать о том, чтобы новые самолеты соответствовали требованиям аэродромов. Так, ТУ-154 получил очень развитую механизацию крыла, что позволило уменьшить скорость на посадке, и сложные опоры основных стоек шасси, которые лучше распределяли вес самолета на полосе. Всё это дополнялось продвинутой тормозной системой и реверсом тяги двигателей, что было в то время новинкой.

На фото ТУ-154 при  посадке с выпущенной механизацией крыла и включенным реверсом тяги. Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки
На фото ТУ-154 при посадке с выпущенной механизацией крыла и включенным реверсом тяги. Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки

Что еще? Например, резервирование важных систем. Сейчас оно есть практически во всех самолетах, но тогда это было новое слово в безопасности полётов. Автоматизированная система управления (этакий предок современного автопилота), как и в целом новое оборудование пилотской кабины, существенно облегчила работу экипажа. Для большего комфорта пассажиров - самый широкий в своем классе салон.

Конечно, самолет не был лишен недостатков и детских болезней, которые неизбежно сопутствуют всем новым машинам, но это был отличный, продуманный, высокотехнологичный представитель своего времени, в чём-то уступающий, но во многом превосходящий своих мировых аналогов.

Мне пришлось много полетать на этом красивом лайнере, и, хоть со временем впечатления уже не такие яркие, вспомнить что-то плохое про него я тоже не могу. А вы летали на ТУ-154? Поделитесь в комментариях!

До встречи! Скоро будет еще много интересного о самолётах и полётах!

Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки
Фото взято с сервиса Яндекс.Картинки