Предложение пойти в музей у многих из нас ассоциируется с целым набором неприятных воспоминаний из школьного или более сознательного возраста. Тут вам и многочасовые очереди, и бесконечные рассказы экскурсовода о каждой картине, от которых к середине мероприятия уже тянет в сон, и, если вам совсем не повезло, еще и предшествующая и последующая поездка на туристическом автобусе. Словом – жуть. Сразу оговорюсь, что не имею ничего против организованных туристических поездок и экскурсий, тут все очень индивидуально. Если вам нравится такой подход, и вы чувствуете себя комфортно, то нет нужды что-то менять. Мы же сегодня обсудим с вами то, как научиться получать удовольствие от самостоятельного похода по музеям. Расскажу немного лайфхаков из личного опыта и буду рада, если они окажутся полезны вам :) Vamos!
Вопрос о посещении известных музеев встает ребром уже в самом начале подготовки к поездке. Во многих крупных городах можно целыми неделями только и делать, что ходить по музеям, но вы все равно не успеете увидеть всё. Поэтому к проблеме выбора добавляется еще и стресс упустить что-то важное. Как это – поехать в Париж и не взглянуть на Мону-Лизу? Уехать из Флоренции, не увидев рыжую красавицу Венеру кисти Боттиччели? Если сами эти вопросы вызывают у вас внутреннее волнение, и по приезде в новый город вы хотите увидеть ВСЁ, о чем читали в путеводителе, то следующий совет для вас.
Остановитесь и выдохните! Вот так. Вам вовсе необязательно планировать свой день по минутам, чтобы успеть на все самые главные туристические достопримечательности. Это касается и музеев. Тем более, ваши ожидания очень часто могут быть обмануты, потому что очереди из желающих посмотреть на «раскрученные» объекты искусства огромны, ждать придется долго и заплатить придётся дорого. А по факту, велика вероятность того, что вы будете стоять у той же самой Венеры и думать «Ну и что? Лучше бы по набережной прогулялся».
Тут есть интересный парадокс – вы можете совершенно не впечатлиться чем-то с заголовков путеводителей, но какое-то случайное событие или увиденное вами творение искусства вызовет у вас неподдельные эмоции и останется в памяти надолго. Выступление уличных музыкантов, огромное граффити на улице, галерея никому не известного художника на маленькой улочке. Ну, это так, лирика. Перейдем с вами к основным пунктам, как выбирать музеи для себя.
Итак, самое основное – индивидуальный подход. Вот здесь я уже писала статью о том, почему чужие советы о путешествиях могут оказать вам «медвежью услугу». Тут точно также. Выбирая музеи и достопримечательности, отталкивайтесь от собственных вкусов. Отметите все «надо, потому что все туда идут», или «надо, потому что ходил Вася и остался в восторге». Подумайте, от чего останетесь в восторге именно вы. Конечно, угадать тут сложно, но это в разы лучше, чем пытаться увидеть все самое известное.
Возможно, вы посмотрели фильм или прочитали книгу, связанную с каким-то произведением искусства, и теперь находитесь в городе, где можете увидеть его воочию. У меня так, например, было со «Щеглом». Или вы обнаружили в себе тягу к современному слегка «фриковатому» искусству, которое так порицается всеми любителями классики. Даже не думайте этого стесняться. В крупных городах огромное количество современных музеев и, признаюсь вам, мне они нравятся порой гораздо больше классических. Далее – вам могут не нравится картины в принципе. Тогда вам стоит обратить внимание на исторические музеи, музеи автомобилей, техники, различных ремесел, дома известных людей и так далее. Открывайте полный список, например, на Tripadvisor, и ищите то, что будет интересно именно вам. Можете даже полностью пропустить все популярные туристические музеи и пойти в те, которые никому неизвестны. Ну, а что? Это ваше путешествие, ваше время, и вы не должны себя принуждать.
Индивидуальный подход также действует тогда, когда вы планируете свое время в самом музее. Организованная экскурсия часто предполагает, что вы должны следовать за гидом из зала в зал и смотреть даже на те объекты, которые вам субъективно неинтересны. Вы можете здорово подкорректировать этот момент при самостоятельном походе в музей.
Во-первых, чтобы узнавать больше об экспонатах, возьмите аудиогид. В ассортименте у крупных музеев найдется аудиогид и на русском, стоит он обычно не очень дорого, но дает много преимуществ. Вы можете выборочно узнавать информацию о произведениях искусства, и вам не придется пользоваться услугами экскурсовода.
Во-вторых - пропускайте экспонаты, которые вас не привлекают. Серьезно. Пропускайте целые залы. Если вы начинаете зевать и нервно дергать ногами, просто разворачивайтесь и идите искать то, что вас зацепит. Ваш опыт не станет лучше, если вы пересилите себя и силком заставите посмотреть и послушать все о картинах, которые нагоняют на вас тоску. Помните, что восприятие искусства очень индивидуально. Я долго буду повторяться на эту тему, но не устану – если вам не нравится классическая русская живопись, или вам не интересна история, скажем, Первой Мировой, это не значит, что вы некультурны. Просто это не ваше, вас не цепляет. Я, например, в Эрмитаже серьезно умираю от скуки в некоторых залах с русской живописью. Но могу провести час в зале Древнего Египта – прихожу в восторг от того, что мне своими глазами доводится увидеть что-то настолько древнее. Также и вы. Выбирайте то, что вам интересно, и не ставьте целью посмотреть все залы.
Итак, думаю, основная мысль понятна :) Индивидуальный подход, бережное отношение к своим нервам и времени, желание получить удовольствие от путешествия и не сойти с ума в погоне за «мона-лизами» - вот ваши самые главные ключи на поприще исследователя местной культуры. Напоследок скажу, что практически в каждом музее есть скидки разным категориям населения – детям, студентам, пенсионерам. Некоторые дают даже скидки молодежи до 26 лет (тут я обреченно вздыхаю, так как мне такими льготами осталось пользоваться всего полгода). Всегда узнавайте о наличии скидок заранее, либо в кассе музея – сэкономить можно очень даже хорошо.
Большое спасибо, что прочитали мою статью! До новых встреч :)