Ливвики — один из трех коренных народов Карелии. Их столица находилась в старинном городе Олонец в 150 километрах от Петрозаводска, поэтому их часто называли «олонецкими карелами». Потомкам удалось сберечь культуру и письменность древних ливвиков, а их диалект сегодня изучают даже в детских садах. До наших дней сохранились и старинные традиционные постройки, которые можно увидеть в селах Южной Карелии или музее-заповеднике «Кижи».
Кто такие ливвики
История карельского народа началась в IX веке. В это время на побережье Балтийского моря между Рижским и Финским заливами жили прародители современных карелов. Вместе с ними по северным берегам Ладожского озера поселились предки эстонцев и финнов. Позже здесь появились племена под названием кирьяла, образованным от слова karja — «стадо», от него и произошло слово «карелы».
Как считают историки, самое раннее письменное упоминание ливвиков относится к VI веку. Из книги готского историка Иордана «О происхождении и деяниях гетов» известно о прибалтийско-финских народах, которых покорились королю остготов Германариху. Существует предположение, что ливвики — часть древнего финно-угорского племени ливов, которые мигрировали из современной Прибалтики в Приладожье. Их ближайшими родственниками считаются современные эстонцы.
История территорий
С XI века карелы начали передвигаться на Олонецкий перешеек, где сегодня находится город Олонец. Там стали образовываться южнокарельские группы, которые называли себя ливвиками. В XII столетии основные районы расселения карел — Приладожье и Межозерье — входили в состав земель Великого Новгорода. Столицей ливвиков стал древний Олонец, упоминание о котором сохранилось в уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 года. В 1478 году при царе Иване III местность ливвиков присоединили к Московскому государству.
В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича в Олонце построили крепость, которая стала форпостом в войне со шведами. Она состояла из 19 башен: самая высокая из них, Красная, была 32-метровой. В бастионе находилась церковь, амбары и дворы, в которых укрывались жители во время штурма. В 1741 году крепость сгорела, и ее больше не восстанавливали.
В 1773 году императрица Екатерина II основала Олонецкую область, в которую вошли земли ливвиков. Город Олонец еще девять лет оставался ее столицей, а позже главным городом провинции стал Петрозаводск.
Карельские диалекты и эпос
В карельском языке существует три диалекта: ливвиковский, людиковский и северный. Они настолько отличались друг от друга, что здесь долгое время не было единого письменного языка. Лишь в 1980-е годы на основе северного и ливвиковского диалектов создали письменность. Ее начали преподавать в школах, появились книги, газеты и журнал Karjal Žurnualu.
Сам ливвиковский диалект сформировался в IX веке нашей эры. Он состоит из западно-прибалтийских слов, которых нет в других карельских языках, и заимствованных — из языка древнего малочисленного финно-угорского народа вепсов, известного как чудь. Точных сведений о возникновении письменности у ливвиков не сохранилось, однако известно, что в XIX веке она существовала на основе кириллицы. В 1930-х годах ливвики создали алфавит из 28 букв на базе латиницы, который отличался от букв карельской азбуки.
Сегодня на ливвиковском наречии говорят в Олонецком, Пряжинском, Питкярантском и немного в Суоярвском районах. Оно состоит из восьми местных диалектов и говоров, которые изучают в детских садах и школах.
Этнографы записали у ливвиков известный карело-финский эпос под названием «Калевала», в который входит более 22 тысяч стихов и народных песен — рун. В нем содержатся важные сведения о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел. Историки сравнивают «Калевалу» с древнейшим из сохранившихся памятников древнегреческой литературы — «Илиадой» Гомера.
Традиционные постройки
Традиционная карельская деревня состояла из домов-дворов. Обычно их строили у реки или озера, потому что для хозяйства всегда нужно было много воды. Под высокой кровлей располагались жилая изба, чулан, хлев, амбар, сеновал и баня. На нижнем этаже были сени, а на втором этаже жили люди. Такой тип постройки был распространен в северном климате: чтобы покормить скот, хозяева могли не выходить на мороз.
Дома карел отличаются от среднерусских широким фасадом с пятью-шестью окнами. Такие и сегодня можно увидеть в южной части республики: поселке Большая Сельга, селах Ведлозеро, Келлю-Наволоке, а также в музее-заповеднике «Кижи», который представляет культуру ливвиков Пряжинского района южной Карелии. В основном все они построены в конце XIX — начале XX века. Этот период принято считать временем подъема карельского зодчества. Крыши и фасады украшали фигурной резьбой, чаще всего это были птичьи головы или очертания хвойных деревьев, которые особо почитали карелы-ливвики. Резьбу обычно раскрашивали белыми, желтыми, красными, зелеными и синими цветами.
Как жили ливвики
Древние ливвики занимались домашними промыслами и ремеслами, а также лесоразработками, извозом и коробейничеством. Так как вокруг были сплошные болота и озера, возделывать землю было нелегко. Часто карелы получали плохой урожай, поэтому им приходилось добавлять в хлеб сосновую кору — отсюда поговорка «Карел — кору ел».
Дом для ливвиков был священным местом. Под одной крышей жили несколько поколений семьи. Мебель в карельской избе обычно была встроенной. Под потолком через всю избу висело бревно: на нем гнули полозья для саней или сушили сети. Как и в русской избе, в карельской был красный угол с иконами. Его также называли большим: здесь было место хозяина дома, где находилось орудие для вязания сетей и ящик с сапожными инструментами. Противоположный по фасаду угол называли задним и там хранились вещи женщин и детей: ткани, клубки шерсти, люлька.
Обустройство дома карел-ливвиков оставалось скромным вплоть до середины XX века. Лишь с этого времени они начали клеить обои, вешать занавески и использовать керосиновые лампы.
Национальный костюм
Карелы-ливвики. Девичий наряд. Олонецкий уезд Олонецкой губернии. Конец XIX — начало ХХ века
Традиционную одежду шили из льна, шерсти и других доступных материалов, чтобы она была удобной и свободной. Национальный костюм карел-ливвиков XIX–XX веков напоминал севернорусский. От собственно карел он отличался необычными деталями одежды — рубахой с разрезом на спине и обувью с загнутым носом.
Жительницы Южной Карелии носили туникообразную рубаху. На смену ей пришла одежда из двух частей, которую называли парой. Она состояла из юбки, сшитой из пяти или шести полотнищ, и приталенной кофты. В этом же районе носили несшитую юбку, которую собирали из поперечных или продольных полос полусукна. Поверх костюма повязывали передник. Повседневным головным убором обычно служили повязка и платок, а у замужних женщин — повойники. Старинные кокошники ливвиков украшали жемчугом.
Мужской национальный костюм был не таким разнообразным. Ливвики носили рубаху-косоворотку из домотканого холста и пояс. Ее надевали навыпуск поверх холщовых или суконных штанов. На шею мужчины повязывали платок. В теплое время года карелы надевали шляпы, фуражки, а зимой суконные и меховые шапки. Из обуви они носили меховые сапоги койбы, сшитые из оленьей кожи; из собачьего меха делали рукавицы. Многие из национальных предметов одежды можно увидеть в Олонецком национальном музее им. Н.Г. Прилукина — единственном в мире музее карелов-ливвиков.