Найти тему
ПроФан Графоман

Оно преследует

Как вспоминал комрад Луначарский о своих февральских беседах с Лениным, тот утверждал, что: "...из всех искусств для нас важнейшим является кино". И здесь я согласен с Владимиром Ильичом.

Ну может не самым важнейшим, но все равно весьма полезным. Кино я люблю. Хорошее и самое разнообразное. С одинаковым интересом смотрю фильмы как про уголовников (а ля "Пророк"), так и про сказочных фей (читай "Муви 43"). Жанровая принадлежность играет вторичную роль. Лишь бы режиссер, сценарист и все прочие специалисты в съемочной команде понимали, что и зачем они делают. А это сразу видно.

Вот к примеру люди зарабатывают бабки и снимают "Мстителей": Здоровенных мужиков в трусах поверх лосин. А вот совсем наоборот, пытаются донести некую мысль и тогда появляется "Прибытие".

Особняком, как это водится, стоят фильмы "ужасов". Снять именно ужастик дело не простое. Зачастую пугают одним единственным способом, БУ эффектом. Ну это когда обстановка нагнетается за счет музыкального ряда и неожиданно на камеру прыгает очередная неизвестная тварь. Ощущения при этом не столько пугающие, сколько отталкивающие. Это дешевый трюк, и каждый раз сталкиваясь с подобным чувствую себя обманутым. Но бывают и приятные исключения. Так на вскидку вспоминаются "Другие" с Николь Кидман и что-нибудь из далекого детства, например, "Кладбище домашних животных".

Ну а тут стало быть случилось чудо и на экраны вышла картина "Оно" ("It follows") образца 2014 года. Как ни странно, но до вчерашнего дня я про нее даже не слышал. Не исключено, что не слышал именно благодаря идиотскому переводу названия. "ОНО" для меня - это исключительно Стивен Кинг. Одноименный фильм, до жути пугал, в далеком тысяча девятьсот девяностом году. Потом я вырос, честно пытался его пересмотреть, но эффект безвозвратно ушел. Всякие там римэйки - это уже не то. И потому я бы не стал тратить денег в кинотеатре на еще одну вариацию известного романа. Но вглядевшись в оригинальное название, понял, что здесь совсем другой фильм. И он оказался НАСТОЛЬКО ДРУГОЙ, что потом еще полночи снилось и виделось нехорошее.

Дальше может произойти раскрытие сюжета ленты и потому рекомендую сначала заценить оригинал.

-2

Первое и самое главное - полное отсутствие этого самого БУ эффекта. Пугают. Пугают качественно и становится по-настоящему страшно, не потому, что из темноты выбегают монстры. Здесь совсем другое. Здесь пугают эффектом неотвратимости. Неизбежности. Ты можешь убежать, но не сможешь спрятаться. Забиться в щель и не высовываться из нее до конца жизни, не получится. Нужно как-то жить и принимать нехорошие решения. Скажу больше. Это фильм аллегория, что вообще непривычно для данного жанра. Я не зря вначале упомянул "Прибытие". Ты идешь в кино смотреть фантастику, а попадаешь на лекцию по философии. Здесь все ровно так же. В конце фильма задумываешься: а что именно тебе сейчас показал автор?

Второе. Визуальный ряд. Когда хочешь по-настоящему испугаться то нужно как следует погрузиться в происходящее и ПОВЕРИТЬ. Важную роль в этом играет то ЧТО тебе показывает оператор и как он это делает. Вот общий план полный ярких красок. Вот мрачный пейзаж. Вот лицо героини. Вот то чего она боится. А ты на это на все смотришь, то как сторонний наблюдатель, то будто бы отождествляя себя с центральными персонажами.

Есть такое слово: Саспенс. Сильно забытое в таких фильмах. А зря. Саспенс - это когда ты знаешь, а главный герой НЕТ. А потом бац, и вот уже ты сам главный герой и теперь и ты тоже не знаешь... Это вообще охренительно. Потом только и остается думать, а как тут было бы правильно поступить?

Ну и музыкальный ряд. На то, что в фильме есть музыка обращаешь внимание вообще крайне редко. Звук в ужастиках занимает как правило центральную позицию. Неуловимый на общем фоне стук сердца, скрип половиц в соседней комнате и всякое такое. В итоге ты уже ждешь, когда на тебя прыгнут. Ну потому что музыка так заиграла. Но только не в этом фильме. Здесь звук естественный. Он обрамляет тишину. Подчеркивает какие-то моменты. И все. Музыки как-будто и нет совсем. Отказались от привычного штампа, и зритель сидит всю дорогу в напряжении. Ведь больше нет подсказок в виде смены звукового фона. Жди. Оно придет! Непременно придет!!!

Последнее: Молодые и неизвестные актеры. Это не примелькавшиеся до отвращения лица. Нет привычных ассоциаций и потому смотришь, и веришь. Ребята играют весьма талантливо. Честно отрабатывают роли тупых подростков. В фильме кстати нет взрослых. Считаю это важным. Отдельный мазок дополняющий общую картину, Все взрослые в фильме - это либо болванчики на заднем фоне, либо олицетворение чего-то плохого. Все ровно так, как и воспринимает мир подросток. Очень круто! Взрослые решают проблемы. Именно эта черта и делает человека взрослым. Подростки решать проблемы не способны. Потому это так бросается в глаза.

-3

Отдельно хочу заметить тенденцию последних лет. Когда в главной роли девочка, то режиссер - это непременно феминистка, а фильм сплошь тупые истерики. Здесь этого нет. Девочка здесь тоже исключительно к месту. Вновь я вижу аллегорию про то какую роль играет женщина в привычном мире и как это можно извратить в полную противоположность.

Перечитал текст... как-то сухо все. В чем восторг? Честно сказать, первую треть фильма сидел\скучал. На экране подростки со своими тупыми подростковыми бессодержательными разговорами. Тишина. Ничего толком не происходит. А потом зачем-то все меняется и катиться под откос. Потом понял. А ведь в жизни все ровно вот так и происходит. Уныло живешь? Получай. Вот тебе доза адреналина. Назад пути нет. И вот уже твоя унылая жизнь - это прямо скажем предел мечтаний. Не так уж все хреново и было. Зато теперь адский ад и фиг знает, чего с этим делать. Как во сне. Бежать можешь, только не получается. Бороться можешь, но бесполезно. И неотвратимость. Что бы ты ни делал.

Вот так надо пугать. Вот это я понимаю ужасы! Не мистика, нет. Именно ужас.

Картину "It follows" ("Оно" 2014) - Рекомендую!

Выключи свет, отложи в сторону гаджеты, сосредоточься и насладись. Обещаю. Будет круто!