Найти тему
CheckPerson.ru

Не отвечает на сообщения, не берет трубки

Понятие «гостинг» появилось в обиходе совсем недавно. Слово это произошло от английского «ghost» - призрак и означает исчезновение человека без каких-либо объяснений.

К примеру, вы сходили несколько раз на свидание, все было отлично, вы ждали продолжения, но человек вдруг пропал: не отвечает на телефонные звонки, игнорирует сообщения в чатах и социальных сетях, хотя читает. Или нет.

Другая ситуация: друг, ни с того ни с сего, перестал проявлять инициативу провести время вместе, на ваши предложения отвечает уклончиво, находит какие-то отговорки, или блокирует вас в социальных сетях без каких-либо объяснений.

Еще ситуация: кандидат на собеседовании показал себя очень заинтересованным в вакансии, подошел по компетенциям и опыту, понравился, но потом «пропал»: невозможно связаться.

В 2019 году HH.RU опросили 300 работодателей. 10% из них признались, что никогда не сталкивались с подобным явлением. 50% подтвердили, что были случаи, когда соискатель не выходил на работу после успешного интервью. В 25% компаниях люди пропадали после официального трудоустройства.

С одной стороны, во всех этих ситуациях нет ничего из ряда вон: такое случается сплошь и рядом, ни для кого не в новинку. Но давайте разберем, почему это происходит и что можно сделать.

Почему это плохо для того, кого «гостят»

Мучительно

Потому что неизвестность неприятна и пугает. Вместо того, чтобы определенно что-то знать и двигаться дальше, вы раз за разом пытаетесь ответить на вопросы:

  • Что случилось-то вообще?
  • А вдруг произошло что-то страшное с человеком?
  • Может, еще одумается?
  • Это «нет» или «пауза»?
  • Искать дальше или продолжать дозваниваться?

В общем, голова у человека взрывается множеством вопросов, потому что наше мышление так устроено, что если нам не достает какой-то информации в голове, мы склонны ее додумывать, мозг не любит пустот.

Затратно

На подбор персонала рекрутеры тратят много времени. А время их стоит денег. И, отправляя оффер одному кандидату, они отказывают всем остальным. Если тот, кого ожидали, не приступил к своим трудовым обязанностям, нужно начинать процесс поиска сначала.

Еще хуже, когда вновь принятый сотрудник, поработав недельку, однажды просто не приходит на работу. Расходы на напрасные трудоустройство, наставничество и адаптацию - это косвенные потери компании.

Лишает обратной связи

Работодателю важно понимать, что не так с этой вакансией, чтобы исправиться. Если в доме погасло электричество, кто-то должен позвонить в управляющую компанию, чтобы сообщить об этом. Иначе все квартиры будут находиться в темноте.

Почему это плохо для того, кто «гостит»

«Гостинг» - это признак незрелости. Человек просто не умеет понять своих потребностей, плохо знает себя, не обладает достаточным уровнем саморефлексии. Боится обидеть, боится отрицательной реакции (гнева, крика, физического воздействия), вследствие чего не торопится выяснять отношения. И поэтому предпочитает убежать, спрятаться, исчезнуть.

Умение предоставить хорошую обратную связь - это прекрасное качество для делового человека. Люди с развитым самосознанием могут легко сказать:

  • «я принял поспешное решение, хорошенько всё взвесив, решил, что буду искать дальше в таком-то направлении» ;
  • «извините, что потратил ваше время напрасно, я полагаю, что не справлюсь с этой работой, мне она не подходит по ряду причин» ;
  • «еще неделю назад я полагал, что это достаточная для меня зарплата, но изучив рынок, пришел к выводу, что могу рассчитывать на большее»;
  • «у меня появились новые обстоятельства, мне очень жаль, но я не смогу принять ваше предложение» .

Если постараться, то можно придумать сотни способов уважительно сказать «нет». Тем паче, что персональщик неспроста спрашивает о причинах отказа. Компании собирают ответы, анализируют, планируют, что можно улучшить во взаимодействии с соискателями. Если, например, руководство постоянно слышит, что кандидатов пугает «страшный» офис в складском районе, то вполне вероятно, команда переедет в более привлекательный деловой центр.

Коротко говоря, «гостеры» не понимают, насколько важно их мнение и не владеют приемлемыми формулировками для отказа. Так 25% из опрошенных «гостеров» назвали причиной своего исчезновения тот факт, что их ожидания насчет вакансии не оправдались (предложенная работа отличалась от заявленной, условия были другие). Почему бы так и не сказать рекрутеру?

И если «призрак» действительно хочет чего-то добиться в профессиональной сфере, ему нужно научиться для начала быть честным и не бояться негативной реакции собеседника.

«Пропал на полгода»

Комментирует HR компании Spectrum Илона Власова:

«Я считаю, гостинг связан с неумением брать ответственность за свое решение и донести свою позицию до других людей. Людям бывает психологически некомфортно отказывать и объяснять причины отказа, почему они не хотят с нами сотрудничать, что именно не понравилось. Им проще пропасть.
Недавно у нас сотрудник пропал на полгода: ушел в учебный отпуск и не вернулся. Мы с коллегами писали ему в чаты, мессенджеры, соцсети, он не отвечал никому. Я даже дозвонилась до его отца, просила передать, чтобы просто пришел и уволился. Безрезультатно. В итоге, когда мы уже готовы были увольнять его по статье, он пришел сам. В объяснительной написал, что болел, но никаких подтверждающих документов у него не было.
С такими сотрудниками очень сложно, ведь по законодательству они защищены. Не установив причины отсутствия, мы не можем просто взять и уволить его. Мало ли, он в больнице лежит или его захватили в заложники. Некоторые работодатели в милицию обращаются, чтобы разыскивали человека, а далее через суд увольняют. Другие же перед увольнением по статье высылают на адрес проживания 3 письма с уведомлением, чтобы потом доказать, - мы пытались связаться.
В компаниях с массовым подбором есть целый список таких «пропавших» сотрудников. Вот и гадают кадровики: то ли действительно с ними что-то случилось, то ли вернутся однажды и будут пытаться восстановиться на рабочем месте, так как отсутствовали по уважительной причине».

Кто виноват в «гостинге»

Многие полагают, что HR-ы первые начали. В Америке, к примеру, действует «at-will employment» - найм по желанию. Означает это, что работодатель может в любой момент уволить любого из своих сотрудников без объяснения причин. Что справедливо для одной стороны, должно быть справедливо и для другой, не так ли?

В российских реалиях популярен «гостинг» со стороны рекрутеров. Всем ли вы перезваниваете кандидатам? Всем ли даете обратную связь? А ведь они тоже ждут и задаются вопросом: почему мне не звонят, что я сделал не так? И самое некрасивое, когда о том, что вакансия закрыта, соискатель узнает, когда она отправляется в архив на работном сайте.

Будьте внимательны к кандидатам. Если вы договорились об обратной связи, обязательно предоставьте ее. Большинство негативных отзывов в интернете о компании как работодателе выглядят так: «Мне не перезвонили, это непрофессионально».

Как справиться с «гостингом»

Вот несколько правил, которые помогут вам справиться с внезапным исчезновением кандидатов или сотрудников:

  1. Будьте честны в описании вакансии. Не обманывайте ожиданий, не приукрашивайте, пишите как есть. Снимите видеоролик, адекватно показывающий жизнь вашего офиса, его обитателей.
  2. Если перед вами миллениал (родившийся с 1980 по 2000 год) или еще более юный кандидат, проговорите этот момент заранее. «Давайте вы сейчас отправитесь подумать. Я позвоню вам через 3 дня. Пожалуйста, не стесняйтесь, если вы передумаете, можете мне прямо так и сказать: я передумал. Конечно, я немного расстроюсь, ведь тогда мне нужно будет вновь возобновлять поиск, но уверяю вас, в то же время я буду вам очень благодарен за честность». Это нарушает все мыслимые принципы продаж, зато экономит вам время и нервы.
  3. Не бросайте человека одного на период адаптации. Подготовьте для него рабочее место, приветственный набор из блокнота и необходимой канцелярии. Назначьте наставника, проведите экскурсию, устройте welcome-тренинг. Пропишите краткосрочные простые и понятные задачи для начала - чтобы человек постепенно втянулся в процесс. Не оставляйте его одного, периодически спрашивайте - как у него дела? нужна ли помощь?

Честность, открытость, эмпатия, - вот, что поможет бороться с «гостерами».