В названии книги можно смело отбрасывать слово "американская", ибо такая трагедия может случиться в любой точке земного шара. Ситуация мне кажется очень универсальной, а сама тема не потеряет актуальность в течение очень долгого времени.
У меня вообще с этой книгой связана очень драматичная для любого книголюба история. Роман мне порекомендовала мама. Я начала его читать, прочла только первую книгу, в которой, в сущности, замеса еще нет. В общем, ловит меня мама:
- Ну что, Клайд уже убил Роберту?
- Он ее убьет???
- Ну да, она от него забеременеет, а он будет влюблен в другую, поэтому ее утопит.
- Ээээ. Я еще только в самом начале...
- Да? Хм.. извини.
... с тех пор спойлеров я не боюсь...
Как ни смешно это звучит, но для краткого описания романа больше всего подходит фраза: "пацан к успеху шел. Не получилось, не фортануло" (с) - прости меня госссподи.
Мне, пожалуй, жаль всех героев книги:
Клайд - он хотел вырваться из того убогого мира, из той серой жизни, на которую его по умолчанию обрекли родители-миссионеры. И, надо отметить, что он не был белоручкой, он брался за любую работу и выполнял ее довольно успешно, но вот только род южных Грифитсов, видимо, был проклят, постоянно у Клайда что-то случалось, какие-то обстоятельства, из-за которых все шло прахом. Не последнюю роль в этом сыграли, конечно, его "страсти", от которых его берегли родители.
Роберта - тоже сама по себе неплохая девочка. Тоже трудулюбивая, не сидит на шее у семьи, работает. Возможно, если бы в отношения этих двоих не вторгласть "третья лишняя", у них бы все получилось. А, возможно, и нет, ведь Клайд изначально рассматривал Берту как временный вариант.
Конечно, за свои поступки нужно отвечать, Клайд, конечно, гад, что так долго мучил Берту, но и она, в свою очередь, мучала его. Она тоже приняла решение "жить во грехе", доля ее ответственности есть. Тем более, как контраст, в самом начале книги приводится пример Эсты, сестры клайда, попавшей в точно такую же ситуацию, и пережившей это в одиночку.
Сондра и ко - тут вообще ничего говорить не хочется. Как бы сейчас сказали "золотая молодежь", люди настолько далекие от реального мира, не заработавшие ни цента в своей жизни, как они вообще имеют права судить и осуждать других?
Про семью ликургских Грифитсов - туда же. Только отец, как я думаю, заслуживает уважение - ведь он сам своим трудом построил свою фабричную империю, жаль только, что дети пошли не в него, особенно мелочный и завистливый Гилберт, который в конце романа осознает, что ему никогда не достичь такой же силы духа, как у отца. Но, с другой стороны, кому она нужна, когда есть деньги?
Семьи Клайда и Роберты - очень похожи по своей сути. Они состоят из амебных товарищей, плывущих по течению и не желающих "выйти из зоны комфорта", чтобы хоть как-то изменить свою жизнь к лучшему. У таких по жизни нет денег, дом кривой с рассыпающейся трубой и огромная обида на тех, кто добился в жизни хоть чего-то. Исключение - мама Клайда, в нужный момент она может собраться и начать действовать, жаль только то, что ее энтузиазм часто гаситься аморфностью мужа и в итоге сходит на нет. Огромный ее плюс - она может признать свои ошибки, поэтому есть надежда, что Рассел, ее внук, не повторит судьбу Клайда.
Самое большое негодование для меня - чудовищный процесс над Клайдом. Если в середине книги его откровенно ненавидишь, то по ходу действия суда начинаешь его искренне жалеть. Прокурору Мейсону, как мне кажется искренне наплевать на Берту, ему нужно переизбраться на другой срок, поэтому он пойдет на все - засудит хоть папу Римского, будет укрывать улики от стороны защиты, он может даже пару улик подбросить, ачтотакова? он же уже вынес приговор подсудимому. Да еще выборы эти... В общем, Клайд был обречен с самого начала, тем более судили его в очень набожном округе, где каждый готов тыкать пальцем в другого человека и кричать: "Грех!"
***
Я очень люблю эту книгу Драйзера, она вызывает у меня просто фантастические эмоции. Я считаю, что мир несправедливо обошелся как с Робертой, так и с Клайдом. Обернись все немного по-другому, они бы добились чего-то в жизни. Но вышло не так. Вышло - как вышло. И в этом, как я думаю, и есть величайшая трагедия. JulyFox