Вот они, эти слова, изменившие жизнь не только самого Джона Колтрейна, но и многих других, тех, кто их прочитал, в том числе меня:
По милости Божьей, я испытал духовное пробуждение, которое должно было привести меня к более богатой, полной и продуктивной жизни. В то время, в благодарность, я лишь смиренно просил, чтобы Господь дал мне средства и привилегию делать людей счастливыми с помощью музыки
В 40-х и 50-х Колтрейн был уже известным саксофонистом, одним из признанных джазовых мастеров, который играл со многими великими, в том числе с Майлзом Дэвисом и Телониусом Монком. Однако роль аккомпанирующего музыканта была слишком мала для его таланта и амбиций. Поэтому он напряженно искал свой собственный голос. Но этот голос заглушали алкоголизм и героиновая зависимость. Он шел на дно, но не замечал этого. Отрезвило Колтрейна лишь увольнение из бэнда Майлза Дэвиса. Он стал появляться на репетициях в невменяемом состоянии и всё хуже играл на концертах, неспособный справиться со своими демонами.
Джон Колтрейн, которого мы знаем, духовный и мистический гигант, великий музыкант, превращавший каждое свое произведение в религиозный опыт и поднявший исполнительское мастерство игры на саксофоне до недостижимых высот, появился в том же 57-м году. Его приемная дочь от первого брака, Саида, впоследствии вспоминала, что он заперся в комнате, лишь изредка из неё выходя, бледный и измученный. А она молилась в слезах и просила Бога оставить её отца в покое и подарить ему свободу. Однажды утром Колтрейн вышел из комнаты, счастливый и просветленный и больше никогда не возвращался к наркотикам.
На его духовное перерождение сильно повлияла и вторая жена – Элис. По словам одного из исследователей творчества Колтрейна, «она принесла счастье и стабильность в жизнь Джона, не только потому что у них были дети, но и потому что она разделяла с ним его стремление к духовным поискам, особенно в индийской философии». Кроме того, она была замечательной пианисткой и играла на всех записях Колтрейна вплоть до его смерти, а потом стала выступать самостоятельно.
Колтрейн был неутомимым исследователем разных музыкальных культур. Индия, Ближний Восток, Африка, он впитывал и переосмысливал всё это богатство. С одинаковым интересом и уважением изучал Библию, Коран, Бхагавадгиту, Дао дэ цзин. Крайне важной для Колтрейна была книга Парамахансы Йогананды «Автобиография йога», в которой автор говорит о том, что оба духовных пути: западный и восточный, эффективны. И находит фигуры Кришны и Иисуса Христа очень похожими. Этот универсалистский подход Колтрейн выразил в описании к альбому «Meditations».
Я верю во все религии. Истина сама по себе не имеет имени, каждый человек должен отыскать её самостоятельно.
Пожалуй, вершиной музыкальных и духовных поисков Колтрейна стал альбом «A Love Supreme». Сам он утверждал, что получал музыкальные темы и идеи напрямую, свыше, как пророки получали библейские тексты.
Записана пластинка была всего за один день и стала настоящим откровением. Это была ни на что не похожая музыка и в то же время проповедь, хвала Господу.
Моя цель неизменна – медитировать с помощью музыки, чтобы поддерживать людей. Вдохновлять их реализовывать свои способности жить полной, осознанной жизнью
Джон Колтрейн - мой учитель и проверенный временем кумир. Я люблю его музыку. Его песни для меня - это книги бесконечного знания и духа. Источник вдохновения и пример того, что настоящий художник никогда не останавливается в развитии. А его история - образец волевого и очень непростого перерождения от порочного, тёмного, безумного таланта к духовной жизни, исполненной смысла и любви.