Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного нами совместно с Аналитическим центром НАФИ.
Треть россиян за последние полгода сталкивались с нарушением своих прав в повседневной жизни - при приобретении товаров, получении государственных и коммерческих услуг и т.д.. В ситуации нарушений граждане в первую очередь обращаются за советом к близким или ищут информацию в Интернете.
При этом большинство потерпевших россиян (74%) ничего не делают для защиты своих прав.
За последние полгода с нарушением своих прав или прав членов семьи сталкивались 28% россиян.
Значительно чаще это отмечают жители обеих столиц (36%) и городов-миллионников (37%), причем в последних 11% указывают на 5 и более подобных случаев за 6 месяцев.
Наиболее часто права граждан нарушались в сфере розничной торговли, например, отказ в возврате некачественного товара (33% потерпевших) и в сферах ЖКХ и медицинских услуг (по 32%), когда услуга оказана некачественно или ее стоимость неоправданно завышена.
Реже опрошенные отмечали нарушения в сфере транспортных услуг (13%), услуг связи (12%), в области общественного питания и в финансах (по 10%). Меньше всего нарушений отмечалось в сделках с недвижимостью (3%).
Данные опроса подтверждаются статистикой обращений россиян в Национальную Юридическую Службу АМУЛЕКС.
Самыми частыми запросами стали:
- Некачественные товары
Возврат товаров, взыскание стоимости или компенсация за некачественно оказанные услуги в сфере розничной торговли.
- Платежи ЖКХ
Неправомерные платежи ЖКХ, нарушения со стороны управляющей компании.
- Медицинская помощь
Некачественная или завышенная по стоимости медицинская помощь.
- Автотранспорт
Взыскание автострахового возмещения, ремонт автомобиля.
- Трудовые отношения
Неисполнение обязательств по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера.
В ситуации нарушения прав граждане в первую очередь обращались за советом к близким людям (32% среди тех, чьи права были нарушены в течение последнего полугода).
Также в случаях нарушений респонденты искали информацию в Интернете (26% среди тех, чьи права были нарушены в течение последнего полугода). Изучали первоисточники и обращались к профессиональным юристам реже: 11% и 13% соответственно среди тех, кто сталкивался с нарушениями.
При возникновении случаев правонарушений каждый пятый опрошенный предпочитал использовать механизм жалоб.
Как правило, потерпевшие обращались напрямую к нарушителям 11%, в вышестоящую инстанцию - 6%, в прокуратуру и Роспотребнадзор – 2%. Россияне с более высоким уровнем образования значительно чаще писали жалобы (28% против 15% среди тех, кто не имеет высшего образования). Самостоятельную подачу документов в суд и найм юриста практиковали по 2% россиян.
Не предпринимали никаких действий при нарушениях 74% опрошенных (среди высокообразованных таковых 67%).
Половина россиян оценивает свою правовую грамотность как среднюю (52%), а треть (30%) считают ее низкой
Стоит отметить, что уровень правовой грамотности во многом зависит от имеющегося у населения опыта защиты своих прав. Так, среди тех, кто чаще сталкивался с нарушениями, 21% оценивает свои знания как высокие, а среди тех, у кого подобного опыта нет, только 14%.
Результаты исследования демонстрируют правовую пассивность наших граждан - чаще всего «решение» вопроса с нарушением прав заканчивается обсуждением ситуации с близкими и друзьями, не переходя в правовую плоскость. С одной стороны, это связано с отсутствием знаний и навыков в области защиты собственных прав даже по самым бытовым вопросам. С другой, нашей социально-культурной особенностью, выражающейся в высоком уровне терпения, о котором написано множество сказок и поговорок.
Гузелия Имаева
Генеральный директор Аналитического центра НАФИ
Только 16% россиян полагают, что уровень их правовых знаний выше среднего или высокий. Наибольшая доля россиян с высокой самооценкой правовой грамотности – среди жителей городов-миллионников (24%). Ниже всего свои знания в правовой сфере оценили жители малых городов с населением 50-100 тыс. чел – 38%.
Каждый бытовой вопрос имеет под собой правовую основу. А каждая правовая ошибка в бытовых вопросах имеет свою цену. В России не развита культура профессионального разбора правовых ситуаций, вместо нее - культура сетования и пересудов без конкретных действий. На «запрягание коней» люди тратят неоправданно много времени, эти траты часто преобразуются в финансовые издержки и упущенную выгоду. По нашей практике, вместе с профессиональным юристом человек решает свою правовую проблему в среднем за 7,3 часа. При самостоятельных попытках разобраться в проблеме затраты времени увеличиваются в 12-15 раз, а при неверных советах сочувствующих близких - ещё больше.
Важно понимать, что базовый критерий правовой грамотности – умение в случае нарушения своих прав четко сформулировать суть проблемы и правильно подать жалобу. В реальности же люди мало это практикуют и переоценивают свою правовую грамотность. Это ожидаемый результат: статистика запросов тех, кто в первый раз обращается к нам, отражает реально низкий уровень знаний граждан в области права. Однако в среднем через три года регулярного общения с юристом люди заметно наращивают правовою компетенцию и простые задачи.
Например, корректную жалобу в нужную инстанцию с верным пакетом документов наши клиенты успешно подают самостоятельно.
*Исследовано прошло в 46 регионах России, респондентами стали 1600 человек старше 18 лет.