Берлин как область искусства? Уличное искусство! Весь город просто пропитан бунтарским духом и свободой. А стены, подворотни и мосты покрыты наскальной живописью современности - граффити.
Берлин носит негласный титул европейской столицы стрит-арта. Граффити, стикеры, инсталляции – подобное в Берлине можно найти на каждом шагу, столбу, стене, в каждом дворе. Когда-то поделенный на сектора, разрозненный и отчаявшийся, сейчас Берлин снова един, живет и дышит стрит-артом. Здесь проходит множество выставок уличного искусства. Сюда приезжают художники и артисты со всего мира, чтобы оставить в этом городе свой след.
Немного истории граффити.
Часто говорят, что граффити столько же лет, сколько человечеству. Зарисовки на стенах были одной из форм самовыражения, первым доказательством человеческой креативности. И эта форма, хоть и с изменениями, сохранилась по сей день.
Древняя наскальная живопись / Источник
Стрит-арт и граффити в современном мире использовались прежде всего как способ выражения недовольства и озабоченности социально-политическими проблемами в локальных масштабах, “на местах”. Благодаря этому граффити стало глобальной визуальной культурой, которая гораздо шире и глубже, чем аэрозольные каракули на гаражах или городских заброшках.
Немного истории граффити Берлина.
Не последнюю роль в появлении в Берлине стрит-арта, как мы его сейчас понимаем, сыграла Красная армия. Восточную часть города обнесли стеной, город поделили, и до 1989 Берлин оставался разделенным. Но капиталисты взглянули на появление стены очень предприимчиво: они увидели этой стене огромные рекламные площади, протянувшиеся через весь город. Вместе с рекламой на западную сторону стены пришли политические лозунги и призывы снести стену.
Граффити на Западной стороне берлинской стены / Источник
В начале 70-х годов через Лондон и Амстердам в город за бетонной стеной проникли панки и анархисты, которые осели в американском секторе Берлина. Именно они, уклонисты, панки и турецкие мигранты стали первыми, кто захотел использовать ненавистную стену как доску для прополитических сообщений, а не коренные берлинцы. Политических лозунгов и призывов снести стену стало еще больше. К 80-ым стена была перестроена и достигла в высоту 14 метров – идеальный холст, на котором художники и просто несогласные из Восточного Берлина стали выражать свои мнения и взгляды.
Кройцберг, один из самых "заграффиченных" районов Берлина сегодня, в 1975 / Источник
С тех пор стены города покрывались все новыми слоями аэрозольной краски.. Появлялись все новые стили и решения, воплощенные в городе художниками, артистами, а иногда и маргиналами со всего мира. И постепенно общество начало видеть в этом не столько вандализм, сколько искусство, украшающее город.
В 1989 году стена пала. На Западной ее стороне уже не осталось чистого места. Художники из западной части пришли на восток и наоборот. Множество брошенных домов восточной части стали идеальными холстами для тех, кто остался и тех, кто приехал. В 90-е и 2000-е на зданиях Берлина появляются муралы, написанные знаменитыми артистами. Иногда за это даже платили сами владельцы зданий и государство. Самый большой из оставшихся отрезок берлинской стены стал музеем под открытым небом – East side gallery. А в 2005 году ЮНЕСКО отмечает Берлин как «City of Design» и тем самым в очередной раз подтверждает, что это – столица стрит-арта.